Сочлененное транспортное средство

 

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к сочлененным транспортным средствам со сцепным устройством шарового типа. Цель изобретения - сокращение времени стыковки звеньев. Сочлененное транспортное средство содержит звенья 1 и 2, связанные цепным устройством , включающим в себя проходящий через раструб 20 и соединенный со звеном 2 вертикальной осью 23 гидроцилиндр 21 с захватом и два дополнительных захвата. При этом захваты выполнены в виде сферических шарниров, смонтированных на концах штанг 29 и 30 (штока гидроцилиндра 21), взаимодействующих с охватывающими опорами в раструбах 5-7 звена 1, и снабжены фиксирующими приспособлениями в виде крышек 10 и. 11 с крепежными элементами. Подпружиненные штанги 33 и 34 взаимного положения звеньев смонтированы на поперечине 19 рамы звена 2, а шкалы - посредством кронштейнов 13 на поперечине 12 звена 1. Сочлененное транспортное средство содержит также систему контроля за совпадением продольных осей рам звеньев и гидробалансирную систему колесных тележек второго звена. 2 з. п. ф-лы, 14 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Эиг.3 (21) 4861864/11 (22) 24,08.90 (46) 30.05.92. Бюл. N 20 (71) Конструкторское бюро "Мотор" (72) Н.B,Åæoâ, А.А,Ремизов, В.А.Нефедов, А,В.Титов и Н.М,Целунов (53) 629.114.3 (088.8) (56) Патент США N. 4421340, кл, B 60 D 1/00, 1983, (54) СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ

СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к сочлененным транспортным средствам со сцепным устройством шарового типа. Цель изобретения— сокращение времени стыковки звеньев, Сочлененное транспортное средство содержит звенья 1 и 2, связанные цепным устройством, включающим в себя проходящий через

SU ÄÄ 1736811 А1 (я)5 В 62 D 53/04, В 60 D 1/06 раструб 20 и соединенный со звеном 2 вертикальной осью 23 гидроцилиндр 21 с захватом и два дополнительных захвата. При этом захваты выполнены в виде сферических шарниров, смонтированных на концах штанг 29 и 30 (штока гидроцилиндра 21), взаимодействующих с охватывающими опорами в раструбах 5-7 звена 1, и снабжены фиксирующими приспособлениями в виде крышек 10 и.11 с крепежными элементами.

Подпружиненные штанги 33 и 34 взаимного положения звеньев смонтированы на поперечине 19 рамы звена 2, а шкалы — посредством кронштейнов 13 на поперечине 12 звена 1, Сочлененное транспортное средство содержит также систему контроля за совпадением продольных осей рам звеньев и гидробалансирную систему колесных тележек второго звена. 2 з. п. ф-лы, 14 ил.

1736811

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к сочлененным транспортным средствам со сцепным устройством шарового типа.

Целью изобретения является сокращение времени стыковки звеньев.

Поставленная цель достигается тем, что сочлененное транспортное средство, содержащее установленные на колесных тележках первое и второе звенья, связанные цепным устройством, включающим в себя направляющий раструб, закрепленный на раме первого звена и размещенный на ее продольной оси, и соединенный с вторым концом гидроцилиндр, на свободном конце которого смонтированы фиксирующее приспособление и захват, взаимодействующий с раструбом первого звена, а также раздвижные опорные стойки, шарнирно соединенные с вторым звеном, снабжено размещенными между звеньями указателями их взаимного положения, системой контроля за совпадением продольных осей рам звеньев и двумя дополнительными захватами с фиксирующими приспособлениями, закрепленными на втором звене и размещенными симметрично его продольной оси в одной горизонтальной плоскости с плоскостью с упомянутым гидроцилиндром, при этом рама первого звена выполнена с дополнительными раструбами, взаимодействующими с дополнительными захватами и фиксирующими приспособлениями, а гидроцилиндр соединен с вторым звеном посредством вертикальной оси, причем подвеска колесных тележек второго звена снабжена гидробалансирной системой. Кроме того, каждый из указателей взаимного положения звеньев выполнен в виде закрепленной на втором звене и подпружиненной относительно него штанги и смонтированной на первом звене шкалы, а захват гидроцилиндра и дополнительные захваты выполнены в виде сферических шарниров, фиксирующих приспособления — a виде крышек с крепежными элементами, раструбы — с охватывающими опорами.

На фиг. 1 изображено сочлененное транспортное средство, общий вид; на фиг.

2 — узел I на фиг. 1; на фиг. 3 — вид А на фиг.

2; на фиг. 4 — то же, в начале стыковки; на фиг. 5 — то же, перед окончательной стыковкой; на фиг. 6 — вид Б на фиг. 5; на фиг. 7— вид В на фиг. 5; на фиг. 8 — схема гидробалансирной системы подвески колесных тележек; на фиг. 9 — узел Il на фиг. 1; на фиг.

10 — вид Г на фиг. 9; на фиг. 11 — вид Д на фиг. 9; на фиг. 12 — узел! П на фиг. 11; на фиг.

13 — вид Е на фиг. 12; на фиг. 14 — электри5

55 ческая схема системы контроля за совпадением продольных осей рам звеньев.

Сочлененное транспортное средство содержит звенья 1 и 2 с кронштейнами 3, установленными на звене 1, и кронштейнами 4, установленными на звене 2. Кронштейны 3 имеют раструбы 5-7 с охватывающими опорами 8 для взаимодействия с захватами 9 кронштейна 4. На торцовых поверхностях раструбов 5 — 7 имеются резьбовые отверстия для крепления фиксаторов (крышек 10 и 11) болтами. Центральный раструб 6 выполнен на поперечине 12 рамы звена 1 и совпадает с геометрической осью прицепного звена 2, На поперечине 12 рамы звена 1 также установлены кронштейны 13, на торцах 14 которых смонтированы две шкалы 15, которые имеют риски 16 — 18.

На центральной поперечине 19 рамы звена 2 выполнен раструб 20 для размещения внутри него гидроцилиндра 21, который необходим для захвата рамы звена 1 и закреплен на раме звена 2 при помощи вертикальной оси 22. Палец 23 шарнира 22 имеет поводок 24, шарнирно соединенный с приводом 25 потенциометрического датчика 26, которым определяется положение звена 2 и который закреплен на раме звена 2.

Раструбы 6 и 20 размещены на центральной геометрической продольной оси симметрии автопоезда и направлены навстречу друг другу. Дополнительные захваты 9 расположены по краям рамы звена 2 на кронштейнах4 и выполнены в виде штанг27 и 28, внутри которых на одном конце размещены пальцы со сферами 29 и 30.

Пальцы на других концах имеют резьбовые окончания для закрепления их от продольного перемещения гайками 31 с регулировочными шайбами 32, набором которых обеспечивают установку в один размер торцов пальцев от одной базы. На поперечине 19 рамы звена 2 выполнены цилиндрические отверстия 33, в которых установлены подпружиненные указатели 34 положения звеньев 1 и 2 со шкалой 35. Гидроцилиндр 21 имеет шток 36, выполненный со сферой 37 на конце. Раструбы 5 — 7 с охватывающими опорами и сферы 29, 30 и 37 образуют ответные части сферических шарниров и в рабочем положении звеньев 1 и 2 размещены в одной вертикальной поперечной плоскости. Для регулировки положения рамы звена 2 в вертикальном направлении на раме звена 2 смонтированы откидывающиеся раздвижные колесные стойки 38 с ручным приводом 39, Колесо 40 посредством гидроцилиндров соединено с трубопроводами 41 и 42 гидробалансирной системы, включающей также соединительную маги1736811

20

30

55 страль 43 и кран 44. При соединении трубопроводов 41 и 42 (открытие крана 44) образуется общий для звена 2 шарнир, ось которого 45 совпадает с продольной геометрической осью колесных тележек 46 звена

2, На продольных рулевых тягах 47 звена

2 при помощи хомута 48 закреплен поводок

49, который шарнирно связан с приводом

50 потенциометрического датчика 51 положения колес ходовых тележек 46 звена 2, причем указанный потенциометрический датчик 51 электрически связан с потенциометрическим датчиком 26 и оба они соединены с сигнальной лампочкой 52, установленной в кабине тягача звена 1 и сигнализирующей о несовпадании оси 45 звена 2 с осью 53 звена 1 или об отклонении колесных тележек 46 от положения "прямо".

Устройство работает следующим образом.

При необходимости создания большегрузного сочлененного транспортного средства звено 1 тягачом подается задним ходом к звену 2, при этом шток 36 гидроцилиндра 21 выдвигается на половину хода, а само звено 2 опирается на колесные тележки 46 с колесами 40, которые находятся в положении "прямо", и колесные стойки 38.

Не доехав до цапфы 37 гидроцилиндра 21 на 200 — 300 мм, звено 1 останавливается, шток гидроцилиндра выдвигается, стыкуется с рамой звена 1 наведением по коническому раструбу 6 и закрепляется крышкой

11, при этом продольные оси 45 и 53 звеньев

1 и 2 могут не совпадать. В данном положении звено 2 связано со звеном 1 при помощи гидроцилиндра 21, который эквивалентен из-за шарнирных соединений его концов гибкой связи между звеньями 1 и 2, Дальнейшее окончательное соединение — сцепка звеньев 1 и 2 осуществляется в процессе их совместного перемещения (вслед за тягачом) и в процессе наведения друг на друга захватов и охватывающих опор раструбов звеньев 2 и 1 при включенной гидробалансирной системе колесных тележек 46 звена 2 (кран 44 открыт, трубопроводы 41 и 42 соединены магистралью 43).

О неодинаковом расстоянии между дополнительными захватами 9 и охватывающими опорами раструбов 5 и 7 сигнализирует лампа 52 в кабине водителя.

Положение звена 2 "прямо" (совпадение продольных осей 45 и 53, а также положение колесных тележек "прямо") контролируется включением и срабатыванием потенциометрических датчиков 26 и 51. После этого взаимное положение звеньев 1 и 2 контролируется по шкале 35 каждого из указателей

34. При этом свободный конец указателя 34 должен находиться в районе перекрестия 17 и 16. Опуская колесные стойки 38, добиваются перемещения конца указателя 34 в перекрестие рисок 16 и 18. После проведения предыдущих операций начинается процесс стыковки элементов сцепного устройства.

Втягивая шток 36 гидроцилиндра 21, добиваются перемещения заднего звена 2 до тех пор, пока сферы 29 и 30 штанг 27 и 28 не войдут в охватывающие опоры 8 раструбов

5 и 7. После этого сферы 29 и 30 закрепляются при помощи крышек 10, колесные стойки 38 убираются и приводятся в транспортное положение. Этим завершается стыковка звеньев 1 и 2 транспортного средства, Сочлененное транспортное средство готово к эксплуатации.

Формула изобретения

1. Сочлененное транспортное средство, содержащее установленные на колесных тележках первое и второе звенья, связанные сцепным устройством, включающим в себя направляющий раструб, закрепленный на раме первого звена и размещенный на ее продольной оси, и соединенный с вторым концом гидроцилиндр. на свободном конце которого смонтированы фиксирующие приспособления и захват, взаимодействующий с раструбом первого звена, а также раздвижные опорные стойки, шарнирно соединенные с вторым звеном, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью сокращения времени стыковки звеньев, оно снабжено размещенными между звеньями указателями их взаимного положения, системой контроля за совпадением продольных осей рам звеньев и двумя дополнительными захватами с фиксирующими приспособлениями, закрепленными на втором звене и размещенными симметрично его продольной оси в одной горизонтальной плоскости с упомянутым гидроцилиндром, при этом рама первого звена выполнена с дополнительными раструбами, взаимодействующими с дополнительными захватами и фиксирующими приспособлениями, а гидроцилиндр соединен с вторым звеном посредством вертикальной оси, причем подвеска колесных тележек второго звена снабжена гидробалансирной системой.

2. Транспортное средство по и. 1, о т л ичающееся тем,чтокаждыйиз указателей взаимного положения звеньев выполнен в виде закрепленной на втором звене и подпружиненной относительно него штанги и смонтированной на первом звене шкалы.

1736811

<Ри2.

3. Транспортное средство по и. 1, о т л ичающееся тем,чтозахват гидроцилиндра и дополнительные захваты выполнены в виде сферических шарниров, фиксирующие приспособления — в виде крышек с крепежными элементами, а раструбы — с охватывающими опорами.

1736811

g юг. Ф

Bud Б у ж /5

1736811

1736811 рыр КР

35

45

Составитель Н. Ежов

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О. Кундрик

Редактор Е. Копча

Заказ 1860 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство Сочлененное транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к транспортным средствам с грузоподъемными механизмами для перевозки крупногабаритных грузов и грузов в контейнерах и съемных кузовах

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к транспортным средствам с шарнирно сочлененной рамой

Изобретение относится к автомобильной технике, в частности к устройствам для буксировки

Автопоезд // 1689185
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автопоездам с седельными полуприцепами для перевозки контейнеров

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к передвижным комплектам оборудования для производства карбамидоформальдегидного пенопласта

Изобретение относится к транспорту, а именно к транспортным средствам для эвакуации поврежденных автомобилей

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автопоездам с седельными полуприцепами для перевозки грузов

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для перевозки крупнотабаритных и тяжелых грузов, например строительных и других самоходных машин

Изобретение относится к транспортным средствам для перевозки грузов и может быть использовано для внутризаводских техноло7 ,i, гических перевозок с работой транспортного поезда в совокупности с погрузо-раэгрузочными рамчзми в интенсивном челночном режиме Цель изобретения - ускорение процесса сцепки - расцепки и повышение поперечной устойчивости полуприцепа при погрузо-разгрузочных работах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам автомобильных прицепов

Изобретение относится к автомобильному транспорту и может быть использовано для буксировки легковых прицепов

Изобретение относится к автомобилестроению и касается сцепных устройств шарового типа, предназначенных для присоединения различных прицепов к автомобилям

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к устройствам сцепных приборов шарового типа, и может / быть использовано для буксировки легковых одноосных прицепов Цель изобретения - повышение устойчивости автопоезда при торможении

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к тягово-сцепным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к транспорту, а именно к тягово-сцепным устройствам прицепов с легковыми автомобилями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам запирания тягово-сцепных устройств для прицепов к легковым автомобилям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к замковым устройствам сцепок транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к сцепным устройствам шарового типа, предназначенным для соединения прицепов с легковыми автомобилями

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тягово-сцепным устройствам

Изобретение относится к автоматическим тягово-сцепным устройствам для транспортного машиностроения
Наверх