Система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора

 

Использование: в автотракторной технике для повышения эффективности управления блокировкой гидротрансформатора путем обеспечения задержки сигнала на включение и отключение блокировки гидротрансформатора . В каждый из каналов сравнения решающего устройства введены по два реле 25-30 времени, исполнительные контакты которых включены последовательно в цепь между выходом решающего устройства и исполнительным механизмом. При этом контакты 40-42 реле 25-27 времени задержки сигнала на включение блокировки выполнены замыкающими, а контакты 43-45 реле 28-30 времени задержки сигнала на отключение блокировки выполнены размыкающими. Это позволяет, например, во время кратковременного возрастания скорости движения, когда происходит включение компаратора сравнения частот вращения турбинного и насосного колес, сигнал на включение блокировки задерживать на определенное время, благодаря чему появляется возможность перейти на высшую передачу без продолжительного разгона изделия на низшей передаче с включенной блокировкой. 1 ил. сл С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 К 41/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4773836/11 (22) 25.12.89 (46) 23.11.92. Бюл, № 43 (71) Минский тракторный завод (72) К.Г.Заровнятных и Л.M.Çàáðîäñêèé (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1079487, кл, В 60 К 41/06, -1 982. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТО РА (57) Использование: в автотракторной технике для повышения эффективности управления блокировкой гидротрансформатора путем обеспечения задержки сигнала на включение и отключение блокировки гидротрансформатора. В каждый из каналов сравнения решающего устройства введены по два реле 25 — 30 времени, исполнительные

„„5U„„1776585 А1 контакты которых включены последовательно в цепь между выходом решающего устройства и исполнительным механизмом.

При этом контакты 40 — 42 реле 25 — 27 времени задержки сигнала на включение блокировки выполнены замыкающими, а контакты 43 — 45 реле 28 — 30 времени задержки сигнала на отключение блокировки выполнены размыкающими. Это позволяет, например, во время кратковременного возрастания скорости движения, когда происходит включение компаратора сравнения частот вращения турбинного и насосного колес, сигнал на включение блокировки задерживать на определенное время, благодаря чему появляется вазможность перейти на высшую передачу без продолжительного разгона изделия на низшей передаче с включенной блокировкой. 1 ил.

1776535

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления блокировкой гидротрансформатора транспортного средства.

Известна система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора, содержащая решающее устройство, включающее каналы сравнения частот вращения насосного и турбинного колес для каждой передачи, две цепи управления от импульсных датчиков частоты вращения насосного и турбинного колес, подключенных к входам решающего устройства, электромагнитный клапан, вход которого связан через усилитель с выходом решающего устройства, а выход — с исполнительным элементом фрикциона блокировки гидротрансформатора, функциональный блок, включающий в себя детектор включенной передачи, выход которого соединен с третьим входом решающего устройства. Недостатком известной системы является то, что включение или отключение блокировки гидротрансформатора осуществляется при достижении установленного порога срабатывания без учета кратковременно сменяющихся дорожных условий, которые не являются характерными при движении транспортного средства на определенном участке трассы в целом, например, при подтормаживании перед препятствием, когда еще сохраняется тяговый момент двигателя для обеспечения последующего разгона.

Это приводит к значительному возрастанию неоправданных включений и выключений блокировочного фрикциона, что снижает его надежность и долговечность, ухудшает динамические характеристики транспортного средства, увеличивает расход топлива, т.е. такая система в целом не эффективна.

Цель изобретения — повышение эффективности работы системы путем обеспечения задержки сигнала на включение и отключение блокировки гидротрансформатора.

Для достижения указанной цели в системе автоматического управления блокировкой гидротрансформатора, содержащей решающее устройство с источником питания, первую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения насосного колеса посредством первого формирователя импульсов и первого преобразователя тока связан с первым входом решающего устройства. вторую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения турбинного колеса через второй формирователь импульсов и второй преобразователь тока связан со вторым входом решающего уст50. времени, при этом источник питания соединен с реле времени задержки сигнала нэ включение блокировки через последовательно включенные выходные нормально разомкнутые контакты соответствующих первого, второго и третьего реле; реле времени задержки сигнала на отключение блокировки соединены с источником питания через последовательно включенные нормально замкнутые контакты указанных реле, а через нормально разомкнутые

45 ройства, функциональный блок, связанный с третьим входом решающего устройства, причем к выходу решающего устройства подключен электромагнитный клапан управления фрикционом блокировки гидротрансформатора, согласно изобретению, решающее устройство снабжено компаратором минимальной частоты вращения насосного колеса, тремя компараторами сравнения частот вращения насосного и турбинного колес, резистором установки, тремя реле времени с двумя парами нормально разомкнутых контактов и тремя реле времени с парой нормально замкнутых контактов, четырьмя усилителями мощности, первым, вторым, третьим реле с парой нормально разомкнутых и парой нормально замкнутых контактов, четвертым реле с парой нормально разомкнутых контактов, тремя разделительными диодами, причем функциональный блок снабжен тремя сигнализаторами давления, пятым, шестым, седьмым реле с парой нормально разомкнутых контактов, при этом первый вход компаратора минимальной частоты является первым входом решающего устройства, а выход соединен через усилитель мощности с обмоткой управления четвертого реле, вторые входы компараторов сравнения частот вращения объединены и являются вторым входом решающего устройства, а выходы через соответствующие усилители мощности соединены соответственно с обмотками управления первого, второго, третьего реле, первые входы компараторов сравнения соединены с первым входом компаратора минимальной частоты, второй вход компаратора минимальной частоты соединен с резистором установки, подключенным к источнику питания, пятое, шестое и седьмое реле включенной передачи одним выводом обмотки соединены с плюсом источника питания, а другим выводом — соответственно с сигнализаторами давления, нормально разомкнутые контакты пятого, шестого, седьмого реле включенной передачи включаются последовательно в цепи между источником питания и цепями питания соответствующих компараторов и реле

1776585

15

25

35

55 контакты соответствующих первого, второго и третьего реле, нормально разомкнутые контакты соответствующих реле времени задержки сигнала на включение блокировки источник питания соединен с соответствующим анодом разделительных диодов, выходы которых обьединены и через последовательно включенный нормально разомкнутый контакт четвертого реле подключены к выходу решающего устройства, соединенному с электромагнитным клапаном блокировки, соответствующие аноды разделительных диодов дополнительно соединены с источником питания через последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты реле времени задержки сигнала на включение блокировки и нормально замкнутые контакты реле времени задержки сигнала на отключение блокировки, Отличительными признаками заявляемой системы являются снабжение решающего устройства компаратором минимальной частоты вращения насосного колеса, тремя компараторами сравнения частот вращения насосного и турбинного колес, резистором установки, тремя реле времени с двумя парами нормально разомкнутых контактов и тремя реле времени с парой нормально замкнутых контактов, четырьмя усилителями мощности, первым, вторым, третьим реле с парой нормально разомкнутых и парой нормально замкнутых контактов, четвертым реле с парой нормально разомкнутых контактов, тремя разделительными диодами, причем функциональный блок снабжен тремя сигнализаторами давления, пятым, шестым, седьмым реле с парой нормально разомкнутых контактов, При этом первый вход компаратора минимальной частоты является первым входом решающего устройства, а выход соединен через усилитель мощности с обмоткой управления четвертого реле, вторые входы компараторов сравнения частот вращения объединены и являются вторым входом решающего устройства, а выходы через соответствующие усилители мощности соединены соответственно с обмотками управления первого, второго, третьего реле, первые входы компараторов сравнения соединены с первым входом компаратора минимальной частоты, второй вход компаратора минимальной частоты соединен с резистором установки, подключенным к источнику питания, пятое, шестое и седьмое реле включенной передачи одним выводом обмотки соединены с плюсом источника питания, а другим выводом — соответственно с сигнализаторами давления, нормально разомкнутые контакты пятого, шестого, седьмого реле включенной передачи включаются последовательно в цепи между источником питания и цепями питания соответствующих компараторов и реле времени, при этом источник питания соединен с реле времени задержки сигнала на включение блокировки через последовательно включенные выходные нормально разомкнутые контакты соответствующих первого, второго и третьего реле, реле времени задержки сигнала на отключение блокировки соединены с источником питания через последовательно включенные нормально замкнутые контакты указанных реле, э через нормально разомкнутые контакты соответствующих первого, второго и третьего реле, нормально разомкнутые контакты соответствующих реле времени задержки сигнала на включение блокировки источник питания соединен с соответствующим анодом разделительных диодов, выходы которых обьединены и через последовательно включенный HopMBJlbHo разомкнутый контакт четвертого реле подключены к выходу решающего устройства, соединенному с электромагнитным клапаном блокировки, соответствующие аноды разделительных диодов дополнительно соединены с источником питания через последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты реле времени задержки сигнала на включение блокировки и нормально замкнутые контакты реле времени задержки сигнала на отключение блокиров ки.

На чертеже дана схема системы автоматического управления блокировкой гидротрансформатора.

Система содержит решающее устройство 1, первую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения насосного колеса 2 посредством формирователя импульсов 3 и преобразователя тока 4 связан с первым входом решающего устройства 1, вторую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения турбинного колеса 5 через формирователь импульсов 6 и преобразователь тока 7 связан со вторым входом решающего устройства 1. B качестве детектора включенной передачи 8 использованы датчики давления 9 — 11, связанные с третьим входом решающего устройства. К выходу решающего устройства подключен электромагнитный клапан 12 управления фрикционом блокировки гидротрансформатора 13. Решающее устройство 1 содержит компаратор 14 минимальной частоты вращения насосного колеса и компараторы сравнения 15-17 частот вращения насосно1776585 го и турбинного колес, первые входы которых подключаются к первому входу решающего устройства 1. Второй вход компаратора 14 соединяется с резистором установки 18, подключенным к источнику питания, Вторые входы компараторов 15—

17 сравнения соединяются со вторым входом решающего устройства 1. Компараторы

14-17 выполнен ы по типовой схеме, вкл ючающей микросхему-компаратор, усилитель мощности и выходное реле с замыкающимися и размыкающимися контактами. Реле 19в

21 включенной передачи одним выводом обмотки соединяются с плюсом источника питания, а другим выводом — соответственно с датчиками давления 9 — 11, применяемыми в детекторе вкл,оченнай передачи 8.

Замыкающиеся контакты 22-24 реле 19 — 21 включенной передачи включаются последовательно в цепи ме>кду источником питания соответствующего канала сравнения частот вращения насосного и турбинного колес.

Каждый из каналов сравнения включает компаратор сравнения 15 — 17, реле времени

25-27 задер>кки сигнала на включение блокировки гидротрансформатора и реле времени 28-30 задержки сигнала на отключение блокировки.

При этом напряжение питания на реле времени 25 — 27 задержки сигнала на включение блокировки подается по цепи с последовательно включенными выходными замыкающими контактами 31-33 соответствующего компаратора 15 — 17 сравнения частот вращения и пп параллельной цепи с последовательно включенными замыкающими контактами 34, 35; 36 соответствующего реле времени 25 — 27 задержки сигнала на включение блокировки. Реле времени

28 — 30 задержки сигнала на отключение блокировки соединяется с цепью питания через последовательно включенные выходные размыкающие контакты 37 — 39 соответствующего компаратора 15 — 17 сравнения частот. Цепь питания каждого канала сравнения частот по цепи с последовательно соединенными замыкающими контактами 40 — 42 соответствующего реле времени

25 — 27 задержки сигнала на включение блокировки и размыкающими контактами 43—

45 соответствующего реле времени 28-30 задержки сигнала на отключение блокировки соединяется с выходным замыкающим контактом 46 компаратора 14 минимальной частоты вращения насосното колеса через последовательно соединенные разделительные диоды 47 — 49. Другой вывод контакта 46 соединяется с выходом реша>ощего устройства 1, соединенным с электромаг5

55 нитным клапаном 12 блокировки гидротрансформатора, Система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора работает следующим образом.

В начале движения на первой передаче в бустере первой передачи создается давление и замыкается контакт датчика давления

9, который включает реле 19 первой передачи. При этом замыкается контакт 22 реле 19, и первый канал сравнения частот вращения турбинного и насосного колес подключается к плюсу цепи источника питания, т.е. подается напряжение на компаратор сравнения 15. Если обороты двигателя превышают минимальный уровень, то срабатывает компаратор 14 минимальной частоты вращения и замыкается его контакт 46 на выходе решающего устройства 1. При дальнейшем возрастании частоты вращения насосного и турбинного колес, когда их отношение превысит установленную для первой передачи величину, сработает компаратор 15 сравнения частоты вращения и своим выходным контактом 31 включит реле времени 25 задержки сигнала на включение блокировки гидротрансформатора. Одновременно размыкающий контакт 37 компаратора 15 отключит от источника питания реле 28 времени задержки сигнала на отключение блокировки, при этом замыкается контакт 43 реле 28. С задер>ккой времени, выбранной для первой передачи, произойдет замыкание контактов 34 и 40 реле времени 25 задер>кки сигнала на включение блокировки, которое становится на самопитание, При этом по цепи питания первого канала сравнения через последовательно соединенные контакт 40 реле 25, контакт 43 отключенного реле 28 и включенный контакт 46 компаратора 14 напряжения подается на электромагнитный клапан 12.

Клапан 12 включается и масло под давлением поступает в .исполнительный цилиндр фрикциона 13 блокировки. Происходит блокировка гидротрансформатора. При выключении передачи или во время перехода на другую, например, с первой на вторую, исчезает давление в бустере передачи и отключается контакт датчика 9 давления, отключается реле 19 первой передачи, размыкаются контакты 22 этого реле. При этом разрывается цепь питания первого канала сравнения частот и обесточивается электромагнитный клапан 12. Происходит разблокирование гидротрансформатора без задержки по времени. Аналогично обесточиваются каналы сравнения других передач: возвращается в исходное состояние

1776585

50 датчик давления 10 или 11, в решающем устройстве отключается соответственно реле 20 или 21 включенной передачи, которое своим контактом 23 или 24 отключит цепь питания электромагнитного клапана 12. Без задержки по времени происходит разблокирование гидротрансформатора при снижении оборотов тягового двигателя ниже минимально допустимого уровня. При этом выключается компаратор 14 минимальной частоты, размыкается его контакт 46 и обесточивается цепь питания электромагнитного клапана 12. Если во время движения транспортного средства, например, на N-ой передаче с включенной блокировкой произойдет снижение скорости, например, в результате притормаживания перед препятствием, то нарушится выбранное для данной передачи соотношение частот вращения насосного и турбинного колес. При этом компаратор 17 сравнения частот замыкает контакт 30, который включает реле времени 30 задержки сигнала на отключение блокировки. С выдержкой времени, выбранной для этой передачи, произойдет размыкание контакта 45 реле 30, который стключит электромагнитный клапан 12, и произойдет разблокировка трансформатора. Однако, если в течение времени задержки восстановится выбранное соотношение частот вращения турбинного и насосного колес(препятствие преодолено), то компаратор 17 сравнения разомкнет свой контакт 39 и отключит реле времени 30 задержки сигнала на отключение блокировки, Таким образом, если скорость движения после преодоления препятствия восстановится в контролируемом отрезке времени, разблокирование гидротрансформатора не произойдет.

Формула изобретения

Система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора, содержащая решающее устройство с источником питания, первую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения насосного колеса посредством первого формирователя импульсов и первого преобразователя тока связан с первым входом решающего устройства, вторую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения турбинного колеса через второй формирователь импульсов и второй преобразователь тока связан с вторым входом решающего устройства, функциональный блок, связанный с третьим входом решающего устройства, причем к выходу решающего устройства подключен электромагнитный клапан управления фрикционом блокировки гидро5

45 трансформатора, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы, решающее устройство снабжено компаратором минимальной частоты вращения насосного колеса, тремя компараторами сравнения частот вращения насосного и турбинного колес, резистором установки, тремя реле времени с двумя парами нормально разомкнутых контактов и тремя реле времени с парой нормально замкнутых контактов, четырьмя усилителями мощности, первым, вторым, третьим реле с парой нормальноо разомкнутых и парой нормально замкнутых контактов; четвертым реле с парой нормально разомкнутых контактов, тремя разделительными диодами, причем функциональный блок снабжен тремя сигнализаторами давления, пятым, шестым, седьмым реле с парой нормально разомкнутых контактов, при этом первый вход компаратора минимальной частоты является первым входом решающего устройства, а выход соединен через усилитель мощности с обмоткой управления четвертого реле, вторые входы компараторов сравнения частот вращения объединены и являются вторым входом решающего устройства, а выходы через соответствующие усилители мощности соединены соответственно с обмотками управления первого, второго, третьего реле, первые входы компараторов сравнения соединены с первым входом компаратора минимальной частоты, второй вход компаратора минимальной частоты соединен с резистором установки, подключенным к источнику питания, пятое, шестое и седьмое реле включенной передачи одним выводом обмотки соединены с плюсом источника питания, а другим выводом — соответственно с сигнализаторами давления, нормально разомкнутые контакты пятого, шестого, седьмого реле включенной передачи включаются последовательно в цепи между источником питания и цепями питания соответствующих компараторов и реле времени, при этом источник питания соединен с реле времени задержки сигнала на включение блокировки через последовательно включенные выходные нормально разомкнутые контакты соответствующих первого, второго и третьего реле, реле времени задержки сигнала на отключение блокировки соединены с источником питания через последовательно включенные нормально замкнутые контакты указанных реле, а через нормально разомкнутые контакты соответствующих первого, второго и третьего реле, нормально разомкнутые контакты соответствующих реле времени задержки сигнала на включение блокировки

1776585

Составитель 3. Лобосова

Редактор С. Кулакова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М. Вароши

Заказ 4095 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 источник питания соединен с соответствующим анодом разделительных диодов, выходы которых обьединены и через последовательно включенный нормально разомкнутый контакт четвертого реле подключены к выходу решающего устройства, соединенному с электромагнитным клапаном блокировки, соответствующие аноды разделительных диодов дополнительно соединены с источником питания через последовательно соединенные нормально разомкнутые контакты реле времени задер5 жки сигнала на включение блокировки и нормально замкнутые контакты реле времени задержки сигнала.на отключение блокировки.

Система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора Система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора Система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора Система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора Система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора Система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности, к системам автоматического управления гидромеханической трансмиссии самоходной машины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссияхтранспортныхсредств, преимущественно в легковых автомобилях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидромеханическим коробкам передач (ГМКП) транспортных средств, содержащих гидравлически управляемые фрикционные муфты

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к системам автоматического управления переключением передач в трансмиссии

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для управления коробкой передач и дизельным двигателем транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, э именно к системам автоматического управления гидромеханической трансмиссией

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам гидравлического управления муфтой блокировки гидротрансформатора и сцеплением коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх