Фрикционная муфта сцепления

 

СОК)З СОВЕ)СКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУВЛИК

1s1)s F 16 D 13/44

К ПАТЕНТУ

2 (2 (2 ( (X ( ( (Г СУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

В ДОМСТВО СССР (Г СПАТЕНТ СССР) 1

1) 4930954/27

2) 23,04,91

6) 30.01.93. Бюл. И 4

1) Чебоксарский агрегатный завод им.

IV съезда КПСС

2) В.А. Галягин и P.Ñ. Сидоров

3) Чебоксарский агрегатный завод

6) Авторское свидетегьство СССР

481727, кл. F 16 D 13/64, 1972, 4) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

7) Использование: в трансмиссиях трансрных машин, в частности во фрикционных уфтах сцепления, Фрикционная муфта соИзобретение относится к области маиностроения, а именно к трансмиссиям анспортных машин, в частности к фрикцинным муфтам сцепления, В транспортном машиностроении, в чаности на большегрузных автомобилях, ракторах и дорожных машинах, получило остаточно широкое распространение двухисковое сцепление. Примером такой контрукций может служить сцепление фирмы

Фихтель и Сакс". Это сцепление содержит ажимной, промежуточный диски и два веомых диска, кожух. нажимные пружины, жимающие пакет этих дисков, и узел вылючения, Достоинством указанного сцепения является возможность передачи начительных крутящих моментов при маых радиальных габаритах и сравнительно большом усилии нажл)!нь х пружин, Основной недостаток -- неблагоприятlA Tpпловой режим промежуточного дисэ, расположенного между обоими домыми дисками, он воспринимает пере1 стоит из корпуса, ведомых дисков, промежуточного и нажимного дисков, закрепленных на маховике одним из известных способов, например с помощью тангенциальных ведущих пластин, и нажимного механизма, например диафрагменной пружины, Ведомый диск выполнен большего размера, чем последующий ведомый диск, при этом поверхности фрикционных элементов частично перекрываются, а на поверхностях трения промежуточного диска, не взаимодействующих с фрикционными элементами ведомых

Дисков, выполнены ребра. 1 з.п. ф-лы, 1 ил, даваемый момент и. следовательно, аккумулирует в себе тепловой поток одновременно от двух ведомых дисков, а с другой стороны, поверхность охлаждения диска мала, Известны многочисленные попытки устранения указанного недостатка. Например, путем применения однодисковых . сцеплений с массивным нажимным диском, однако эти конструкции имеют увеличенные радиальные габариты. Известна также фрикционная муфта, содержащая вентиляторные лопатки, закрепленные на торце маховика и ведомые диски с фрикционными элементами, выполненными в форме вставок, но при этом сложна конструкция маховика и увеличены радиальные габариты.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является муфта, в которой ведущий диск выполнен разьемным в плоскости, перпендикулярной к оси вращения, может передавать при сравнительно меньших радиальных габаритах увеличенный крутящий момент при хороших услови1792501 ях теплоотвода от промежуточного диска.

Недостатком является сложная конструкция проме>куточного диска и увеличенные габариты.

Цель изобретения — упрощение конст- 5 рукции, уменьшение габаритов и материалоемкости фрикционной муфты, эа счет равномерного распределения тепла по телу промежуточного диска.

Поставленная цель достигается тем, что 10 ведомый диск, расположенный между маховиком и промежуточным диском, выполнен большего размера. чем последующий, при этом на частях торцовых поверхнОстей промежуточного диска, расположенных за пре- 15 делами поверхностей трения ведомых дисков, выполнены ребра. например, радиальные.

На чертеже изображена фрикционная муфта, продольный разрез. 20

Фрикционная муфта состоит из корпуса

1, ведомых дисков 2 и 3, промежуточного 4 и нажимного 5 дисков, закрепленных на маховике 6 одним из известных способов, например, с помощью тангенциальных 25 ведущих пластин (не показаны) и нажимного механиэма, например диафрагменнбй прух,ины 7, Корпус 1 фрикционной муфты прикреплен к маховику 6, имеющему окна 8. Бедо- 30 мый диск 2 выполнен большего размера, чем ведомый диск 3, при этом поверхности фрикционных элементов, например, в виде секторов 9 и 10 частично перекрываются, а на части торцовых поверхностей 11 и 12, 35 рвсполо>кенных за пределами поверхностей трения фрикционных элементов 9 и 10 ведомых дисков 2 и 3, выполнены ребра 13 и 14, например радиальные;

При работе фрикционной муфты ведо- 40 мые диски 2 и 3, промежуточный 4 и на>кимной " диски поджаты к маховику 6 диафрагменной пружиной 7. При агом за счет разности размеров ведомых дисков 2 и

3 (и как следствие разности окружных ско- 45 ростей) происходит более равномерное распределение выделяемого тепла (n результате работы буксования в промежуточный диск 4 (в радиальном сечении), Одновременно ребра 13 и 14 промежуточного диска 4 образуют лопаточный компрессор для перекачивания охлаждаемого воздуха вдоль поверхностей трения фрикционной муфты.

Охлаждающий воздух, пройдя через каналы ведомых дисков 2 и 3, образованных фрикционными элементами 9 и 10, выбрасывается через окна 8 маховика 6.

Более равномерное распределение выделяемого тепла в промежуточном диске, непрерывное омывание поверхностей трения потОком охлаждающего воздуха и увеличение охла>кдаемых поверхностей предотвращают коробление и растрескивание проме>куточного диска, улучшает теплоотвод фрикцианной муфты, что увеличивает ее долговечность и позволяет уменьшить габариты и массу.

Формула изобретения

1. Фрикционная муфта сцепления, содер>кащая корпус,.s котором установлены маховик, ведущие промежуточный и нажимной диски, и располо>кенные между ними ведомые диски, отличающаяся тем, что, с ц ел ью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и массы за счет равномерного распределения выделяемого тепла в промежуточном диске муфты сцепления, ведомый диск, расположенный между маховиком и промежуточным диском, выполнен большего размера, чем последующий, при этом поверхности трения дисков располо>кены одна относительно другой с частичным перекрытием, 2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что промежуточный диск выполнен с участками на торцевых поверхностях, расположенными за пределами поверхностей трения ведомых дисков и имеющими радиальные ребра.

1792501 ф б

13

Составитель P. Сидоров

Техред М.Моргентал Корректор Л.Лукач

Тираж Подписное гвенного комитета по изобретениям и открытиям при ГККТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с большим осевым смещением, в том числе к муфтам сцепления

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в муфтах транспортных средств, Целью изобретения является повыгаение надежности работы путем обеспечения кусочно-линейной характеристики нажимного усилия

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п
Наверх