Фрикционная муфта сцепления

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗО Р ТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 151277 (21) 2554602/25-27 (1)

3 (23) Приоритет — (32) 1 6 . 1 2 . 76 (31) 7637871 (33) Франция

F D 13/44

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий

Опубликовано 1510.80 Бюллетень ¹ 38

Дата опубликования описания 15.10.80 (53) УДК 621. 825.54 (088. 8) (72) Автор изобретения

Иностранец

Карло Беккари (Италия ) Иностранная фирма

"Сосьете Аноним Франсэз дю Феродо" (Франция) (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным муфтам сцепления.

Известна фриИционная муфта сцепления, содержащая два блока сцепле- 5 ния, каждый из которых включает опорный диск, соединенный с ведущим валом, фрикционный диск, установленный на ведомом валу, нажимной диск, установленный с возможностью осево- 10 го перемещения, а также упругие элементы, размещенные между нажимными дисками и поджимающие фрикционный диск к опорному (1).

С целью уменьшения осевых габа- 15 ритов и повышения нагрузочной способности, во фрикционной муфте сцепления, содержащей два блока сцепления, каждый из которых включает опорный диск, соединенный с ведущттм 2р валом, фрикционный диск, установленный на ведомом валу, нажимной диск, установленный с возможностью осевого перемещения, а также упругие элементы, размещенные между нажимными 25 дисками и поджимающие фрикционный диск к опорному, упругие элементы выполнены в виде по меньшей мере двух тарельчатых пружин, аксиально ориентированных в одном направлении и 3р отделенных одна от другой распорными кольцами, одно из которых расположено в зоне нару>хного диаметра тарельчатой пружины, а другое — в зоне ее внутреннего диаметра, при этом между тарельчатыми пружинами и каждым нажимным диском установлены кольцевые прокладки.

На фиг. 1 показана муфта сцепления в плане, на фиг. 2 — разрез A-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез Г-Г на фиг. 3; на фиг. 6 — разрез Д-Д на фиг. 3.

Муфта сцепления содержит два„ блока сцепления 1 и 2, расположенные соосно друг за другом. Каждый из блоков содер>кит опорные диски 3 и 4, фрикционные диски 5 и 6, связанные со ступицами 7 и 8 и подвижные по оси по отношению к опорным дискам. Нажимные диски 9 и 10 связаны при вращении с опорными дисками 3 и 4 и подвижны по отношению к ним для за>кима соответствующих фрикционных дисков

5 и 6. Опорный диск 3 может быть выполнен в виде маховика и связан при вращении с ведущим валом, а каждая из ступиц 7 и 8 фрикционных дисков

772497

5 и б может быть связана с ведомым валом, для чего на внутренней поверхности ступиц имеются пазы. Поскольку данная муфта имеет два выхода, каждый из фрикционных дисков насаживается на отдельный вал.

Опорный диск 4 имеет в периферийной части кольцевой выступ 11,закрывающий фрикционные и нажимные диски и контактирующий с диском 3. Опорные диски 3 и 4 соединяются винтами (на фигурах не показаны), проходящими в отверстия 12. На боковой поверхности кольцевого выступа 11 выполнены пазы г13, в которых размещены с осевым зазором выступы 14 и 15 нажимных дисков 9 и 10, обеспечивая зацепление при вращении нажимных дисков с опорными дисками 3 и 4 и допуская осевое перемещение на>кимных дисков по отношению к опорным дискам.

Между нажимными дисками 9 и 10, расположенными друг против друга, размещены упругие элементы, воздействующие на диски 9 и 10 в направлении положения сцепления, т.е. зажимая фрикционные диски 5 и б между нажимными и опорныМи дисками.

Упругие элементы выполнены в виде двух тарельчатых пружин 16 и 17, аксиально ориентированных в одном направлении и отделенных одна от другой распорными кольцами 18 и 19, расположенными в зоне внутреннего диаметра тарельчатых пружин, и кольцами 20 и 21, расположенными в зоне оих нару><ного диаметра. Тарельчатые пружины расположены между на>кимным диском 9, на который опирается наружныгл участком пружина.16 с кольцом

20 и нажимным диском 10, на который внутренним участком опирается пру><ина 17 с кольцом 19. Таким образом каждая пру>кина 16 и 17 соприкасается лишь с кольцами как для взаимной поперечной связи, так и для их взаимодействия с нажимными дисками 9 и 10, что позволяет снизить трение во время расцепления, а следовательно, и усилие включения. Для размещения тарельчатых пружин 16 и 17 на нажимных дисках 9 и 10 выполнены кольцевые пазы 22 и 23. Тарельчатые пружины могут быть выполнены в виде кольцевого участка 24 и радиальных выступов 25.

К блоку сцепления 1 присоединены расцепляющие рычаги 26. Каждый из них насажен на ось 27, проходящую через выступы 28 на опорном диске 4.

На свободном наиболее удаленном от оси блока конце расцепляющие рычаги

26 прикреплены к нажимному диску 9 с помощью тяг 29, шарнирно прикрепленных в точке 30 к расцепляющим рычагам 26 и проходящих с зазором через опорный диск 4, на><имные диски

10 и 9. На тягах смонтированы упоры 31.

Вокруг каждой из тяг 29 между опорным диском 4 и соответствующим расцепляющим рычагом 26 установлены пружины 32. К блоку сцепления 2 также присоединены расцепляющие рычаги

33, насаженные на оси 34, смонтированные в выступах 28. Рычаги 33 раслолагаются радиально и имеют упоры

35, через которые они соприкасаются с промежуточными рычагами 36, которые насажены на оси 37, смонтированные в выступах 28.

На свободном конце рычага 36 вы.полнен упор 38, через который он соприкасается с упором 35 на рычаге

33. Через на>кимной диск 10 проходит толкатель 39 с резьбой 40 и контргайкой 41. Между расцепляющими рычагами

33 и опорным диском 4 установлены .пружины 42.

При перемещении расцепляющего рычага 26 по стрелке влево (фиг.3) посредством тяг 29 прикладывается усилие к нажимному диску 9, который отводится при этом от опорного диска

3 навстречу тарельчатым пружинам 16 и 17. Фрикционный диск 5 освобождается, и соответствующий ведомый вал больше не связан при вращении с ведущим валом, на который насажен опорный диск 3. Когда прекращается воздействие на расцепляющие рычаги

26, пружины 16 и 17 вновь зажимают фрикционный диск 5, а пружины 32 возвращают рычаги 26 в исходное поло>кение.

Аналогичным образом при перемещении расцепляющего рычага 33 против часовой стрелки (фиг.3> поворачивается промежуточный рычаг 36 и через толкатели 39 отводится нажимной диск

10, освобождая фрикционный диск б, при этом соответствующий ведомый вал больше не связан с ведущим валом, на который насажен опорный диск 3.

Когда прекращается воздействие на расцепляющие рычаги 33, пружины

16 и 17 вновь зажимают фрикционный диск б и возвращают в исходное поло>кение промежуточные рычаги 36, а пружинами 42 возвращаются в исходное положение рычаги 33.

Размещенные между тарельчатыми пружинами распорные кольца могут иметь поперечные сечения различных диаметров, а сами тарельчатые пружины могут иметь различные характеристики.

Формула изобретения

1. Фрикционная муфта сцепления, содержащая два блока сцепления, каждый из которых включает опорный диск, соединенный с ведущим валом, фрикционный диск, установленный на ведомом валу, нажимной диск, установленный с воэможностью осевого перемеще772497

В гг

1Z гг

Фг.2! ния, а также упругие элементы, размещенные между нажимными дисками и поджимающие фрикционный диск к опорному, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и уменьшения осевых габаритов, упругие элементы .выполнены в виде по меньшей мере двух тарельчатых пружин, аксиально ориентированных в одном направлении и отделенных одна от другой распорными кольцами, одно из .которых расположено в зоне наружного диаметра тарельчатой пружины, а другое — в зоне ее внутреннего диаметра.

2. Муфта по п.1, о т л и ч а ю щ а я с-я тем, что между тарельчатыми пру>хинами и каждым нажимным диском установлены кольцевые прокладки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р579469, кл. F 16 0 13/44, 1976.

772497

Я вЂ” А

4а,уу

uz.5

Составитель Т. Орлова

Техред Н. Бабурка Корректор С.Шекмар

Редактор Г.Мозжечкова

Заказ 6747/75 Тираж 1095 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в муфтах транспортных средств, Целью изобретения является повыгаение надежности работы путем обеспечения кусочно-линейной характеристики нажимного усилия

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с большим осевым смещением, в том числе к муфтам сцепления
Наверх