Фрикционная муфта сцепления

 

Союз Феветсинк

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) 3аявлеио 170376 (21) 2335724/27 с присоединением заявки М (И) М. Кл.а

F 16 Ю 13/44

ГЮЦЩиимим1 l09l5N

Oaaata Миинтрев 00сР ао 4ааа5 «30llpNaNaI е вирнтй (23) ПриоритетI (43) Опубликовано 2509.77. Бюллетень N 35 (5З) УДК 621.825.54 (088. 8) (45) Дата опубликовании описаиия1710.77 (72) Авторы изобретении

Е.Н.Ан-онов и Л.A.Ùåðáàêîâà

Ульяновский ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод нм. B.И. Ленина (54) ФРИКЦИОНИАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано В тРансмиссиях транспортных средств.

Известны фрикционные муфты сцепления с диафрагмой, имеющей пружинные лепестки (1), Известна фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущий диск с закрепленным на нем:опорным кожухом и ведомый диск, прижимаемые один к другому 10 тарельчатой пружиной через нажимной диск и разжимаемые рычагами, одним концом взаимодействующими через оттяжные пальцы с нажимным диском, зафиксированным в опорном кожухе штифтами через упругие элементы, а другим — с подвижным по оси подшипником включения 12). ,Банное.устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности н достигаемому результату.

Цель изобретения - упростить конструкцию и обслуживание, а также повысить надежность и долговечность.

Это достигается тем, что муфта снабжена закрепленной на опорном кожухе ступицей и установленной на ней с возможностью ограниченного осевого перемещения нажимной пятой, постоянно прижатой к концам рычагов, выполненных упругими. 80

2 упругие элементы могут быть выполнены в вндв втулок, установленных в отверстиях опорного кожуха либо нажжмног G хР ск а о

Кроме того, муфта снабжена кольце" выьи опорами, установленными в пазах опорного кожуха и нажимного диска, а опора последнего и тарельчатая пружина зафиксированы штифтами и оттяжными пальцамн.

Иа фиг. 1 представлена фрикционная муфта сцепления, общий вид на фиг. 2вариант установки опорного кольца на нажимном диске.

Фрикцнонная муфта сцепления содержит ведущий диск 1, к которому прижат ведомый диск 2 нажимным диском 3 под воздействием тарельчатой пружины 4

Пружина 4 опирается с одной стороны на опорное кольцо 5, установленное на нажнмном диске 3, à с другой - на опорное кольцо 6, установленное в кольцевом пазу опорного кожуха 7, в которсм выполнены два ряда отверстий.

В отверстиях 8 неподвижно установлены упругие резиновые втулки 9, в которые входят с воэможностью осевого неремещення штифты 10, неподвижна уатановленные на нажимном диске 3.

573638

В другом нарианте конструкции втулки 9 могут бить установлены в нажимном диске 3, .а штифты 10 — неподвижно нг опорном кожухе 7 Через: отверстия

1 1 проходят оттяжные пальцы 12, сое" диняющие нажимной диск 3 с пружинными рычагами 13, которые имеют опору в виде кольца 14, установленного в пазу опорного. кожуха 7.

Размер отверстий 11 больще размера оттяжек пальцев 12 в поперечном сечении на столько, что нри нормальных условиях работы между пальцами 12 и кожухом 7 имеется Гарантированный зазор, величина которого выбирается исходя из упругой характеристики втулки

9 и условий работы муфты сцепления, Каждое из<опорных колец 5, б и 14 может быть нераэрезным, разрезным или состоять иэ нескольких частей.

Опорное кольцо 5 удерживается от радиального смещения кольцевым буртом, выполненным на нажимиом диске, и m- тяжними пальцами и штифтами. 1арельча тая пружина 4 удерживается от смещения в радиальном направлении оттяжными м пальцаии 12. Опорный кожух 7 неподвижно соединен сведущим диском 1.

Центральная часть опорного кожуха 1 выполнена н виде ступицы 15, на которой с воэможностью осевого перемещения 30

Установлена нажимиая тяга 16. Ступица 15 выполнена отдельно от опорного кожуха 7 и неподвижно. соединена с ним;

Иажимная пята 16 имеет радиальные пази 17, в которые входят концы пру- 35 жинных рычагов 13. Смещение нажимной пяты под воздействием упругих нажимных рычагов ограничено, например, подвыпником 18 выключения сцепления или оттяжной пружиной так, что опорная поверхность пяты 16 постоянно прилегает к рычагам 13.

Фрикционная муфта сцепления работает следующим образом.

Во включенном положении ведомый диск 2 зажат между ведущим 1 и нажимным 3 дисками под воздействием тгрельчатой пружины 4.

При выключении сцепления подшипник

18 ниключения сцепления упирается в торец нажимной пяты 16 и перемещает ее н осевом направлении. Под ноэдейстнием нажимной пяты 16 упругие рычаги 13 посредством оттяжных пальцев 12 перемещают нажимной диск 3, преодолевая сопротивление тарельчатой пружины М

4 и освобождая ведомый диск 2. От смещения в радиальном направлении нажчмной диск 3 удерживается штифтами 10, входящими н отверстия втулок 9.

Упругие втулки 9 и штифты 10 пере- 60 дают значительные ударные нагрузки, которые могут ноэникгть н окружном направлении, например, прн излишне реэком включении сцепления, гася при этом крутильные колебания. 65

В случае выхода из строя упругого элемента или при черезвычайно высоких ударных нагрузках в окружном направлении указанные нагрузки могут передаваться и через оттяжные пальцы 12 и отверстия 11 опорного кожуха 7 °

Выполнение рычагов упругими упрощает конструкцию фрикционной муфты сцепления, технологию изготовления рычагов и позволяет обеспечить более плавную работу муфты сцепления.

Установка нажимной пяты значительно снижает влияние расположения опорных поверхностей рычагов в различных плоскостях на плавность работы сцепления.

Ограничение перемещения нажимной пяты под воздействием упругих рычагов обеспечивает постоянное нрилегание опорной поверхности рычагов к нажиМной пяте.

Связь иажимного диска с опорным кожухом посредством штифта и упругой втулки позволяет практически беэ сопротивления осуществлять перемещение нажимного диска в осевом направлении, удерживать его от смещения в радиальном направлении, передавать значительные окружные усилия и эффективно гасить крутильные колебания, Выполнение опор тарельчгтой пружины н упругих рычагов в виде колец увеличивает долговечность фрикционной муфты сцепления.

Установка одного иэ опорных колец между буртом нажимного диска и штифтами и. оттяжными пальцами упрощает конструкцию муфты сцепления.

Предлагаемая конструкция муфты сцепления поэноляет установить достаточное количество упругих рычагон для уменьшения перекосов деталей при включении и выключении сцепления.

Изобретение позволяет значительно упростить конструкцию, уменьшить габариты и вес, повысить надежность и долговечность Фрикционной муфты сцепления, а также снести к минимуму затраты времени на техническое обслуживание.

Формула изобретения

1. Фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущий диск с закрепленным на нем опорным кожухом и ведомый диск, прижимаемые один к другому тарельчатой пружиной через нажимной диск и раэжимаемые рычагами, одним концом взаимодействующими через оттяжные пальцы с нажимным диском, зафиксированным н опорном кожухе штифтами через упругие элементы, а другим - с подвижным но оси подшипником включения, о т л и ч г ю щ г я с я тем, что, с целью упрощения конструкции и обслуживания, а также повышения надежности и долговечности, она снабжена закрепленной нг опорном кожухе ступицей и

5736 38

ЦНИИПИ Заказ 3739/28 Тираж 1154 Подписное

Филиал ППП . Патент ", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 установленной на ней с воэможностью ограниченного осевого перемещения нажимиой пятой, 1постоянно прижатой к концам рычагов, .выполненных упругими.

2. Муфта по п. 1,, о т л и ч а ющ а я с я тем, что упругие элементы выполнены в виде втулок, установленных в отверстиях опорного кожуха, а штифты эакреплены на нажимном диске.

3, Муфта по и. 1, о т, л и ч а ющ а я с я тем, что упругие элементы выполнены в виде втулок, установленных в отверстиях нажимного диска, а штифты эакреплены на опорном кожухе.

4. Муфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена кольцевыми опорами, установленными в опорном кожухе и нажимном диске.

5. Муфтапоп, 1, отличающ à a c я тем, что кольцевая опора нажимного диска и тарельчатая пружина зафиксированы в рацнальном направлении упомянутыми штифтамн и оттяжными пальцами .

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент СшА В 3118526, кл.192-68, 1968.

2. Патент Англии В1079478, кл. У 2 с, 1966.

Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым сцепным муфтам и может быть использовано в машинах, для работы которых необходима передача момента двигателя на один из двух концентрично расположенных первичных валов коробки передач, например автомобилей, тракторов и т.п

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в муфтах транспортных средств, Целью изобретения является повыгаение надежности работы путем обеспечения кусочно-линейной характеристики нажимного усилия
Наверх