Подшипник качения, подшипниковый узел, способ монтажа и демонтажа подшипника качения в подшипниковом узле, съемник для демонтажа

 

Использование: в опорах качения. Сущность изобретения: подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с телами качения. Одно по меньшей мере кольцо имеет отверстия с резьбой на торце. Подшипниковый узел содержит подшипник и фасонную шайбу для его крепления. Последняя выполнена с отверстиями с резьбой соответственно отверстиям в кольце подшипника и с отверстиями с резьбой вне тела подшипника. Фасонная шайба жестко соединена с кольцом подшипника либо через указанные отверстия крепежными элементами, либо при помощи сварки и выполнена с выступом в центральной части с резьбовым отверстием. При монтаже подшипник устанавливают в посадочные места узла и крепят к фасонной шайбе элементами крепления. При демонтаже удаляют подшипник и фасонную шайбу соединенными. Силу прилагают к фасонной шайбе путем установки винтов в ее отверстия с резьбой и упором в корпус или вал. Съемник для удаления подшипника выполнен в виде диска с отверстиями для связи с подшипником и отверстиями для установки винтов для упора в корпус или вал. При демонтаже подшипника съемником диск крепят к подшипнику и вворачивают винты для упора в корпус или вал. 6с. и 3 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам качения.

Наиболее близким к изобретению по технической сути и достигаемому результату является подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца и размещенные между ними тела качения; подшипниковый узел, в посадочных местах которого установлен подшипник качения, закрепленный фасонной шайбой с отверстиями для крепления; способ монтажа подшипника качения в подшипниковом узле, заключающийся в установке в посадочные места колец подшипника на посадках и закреплении его фасонной шайбой; способ демонтажа подшипника качения из подшипникового узла, заключающийся в том, что освобождают фасонную шайбу от элементов крепления ее к корпусу и/или валу, удаляют фасонную шайбу из узла и извлекают подшипник из корпуса и/или снимают с вала путем приложения внешней силы; съемник для демонтажа подшипника качения, снабженный элементами захвата подшипника и выполненный с отверстием с резьбой, которое расположено вне тела подшипника и в котором расположен винт для упора в вал привода; способ демонтажа подшипника качения съемником, заключающийся в связывании элементов захвата съемника с подшипником и приложении силы съема путем установки винта в резьбовое отверстие съемника с упором в вал.

Недостатками указанных устройств и способов являются сложный монтаж и демонтаж, ненужное вращение кольца подшипника при монтаже и демонтаже, сложная конструкция.

Целью изобретения являются упрощение монтажа и демонтажа, устранение вращения кольца подшипника при монтаже и демонтаже, упрощение конструкции.

Это достигается за счет того, что в подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца и размещенные между ними тела качения, торец одного по меньшей мере кольца снабжен отверстиями с резьбой; за счет того, что в подшипниковом узле, в посадочных местах которого установлен подшипник качения, закрепленный фасонной шайбой с отверстиями для крепления, торец одного по меньшей мере кольца подшипника снабжен отверстиями с резьбой, а фасонная шайба снабжена первыми дополнительными отверстиями, соответствующими отверстиям торца кольца подшипника, и дополнительными отверстиями с резьбой, расположенными вне тела подшипника. При этом фасонная шайба жестко соединена с кольцом подшипника при помощи сварки и выполнена с выступом в центральной части и в ней же выполнено отверстие с резьбой; за счет того, что в способе монтажа подшипника качения в подшипниковом узле, заключающемся в установке в посадочные места колец подшипника на посадках и закреплении его фасонной шайбой, кольца подшипника устанавливают на посадках без натяга и крепят к фасонной шайбе путем установки элементов крепления в первые дополнительные отверстия фасонной шайбы и соответствующие им отверстия с резьбой торца кольца подшипника качения; за счет того, что в способе демонтажа подшипника качения из подшипникового узла, заключающемся в том, что освобождают фасонную шайбу от элементов крепления ее к корпусу и/или валу, удаляют фасонную шайбу из узла и извлекают подшипник из корпуса и/или снимают с вала путем приложения внешней силы, удаление подшипника и фасонной шайбы из посадочных мест производят соединенными между собой, а внешнюю силу прилагают к фасонной шайбе путем установки винтов в ее дополнительные отверстия с резьбой с упором в корпус и/или вал; за счет того, что съемник для демонтажа подшипника качения, снабженный элементами захвата подшипника и выполненный с отверстиями с резьбой, которое расположено вне тела подшипника и в котором расположен винт для упора в вал привода, выполнен в виде диска с размерами больше размеров подшипника и с гладкими отверстиями, соответствующими отверстиям с резьбой в торце кольца подшипника, и с дополнительными резьбовыми отверстиями, расположенными вне тела подшипника, элементы захвата выполнены в виде винтов, пропущенные в гладкие отверстия диска и установленных в отверстия с резьбой кольца подшипника, съемник снабжен дополнительными винтами для упора, установленными в резьбовых отверстиях диска; за счет того, что в способе демонтажа подшипника качения съемником, заключающемся в связывании элементов захвата съемника с подшипником и приложении силы съема путем установки винта в резьбовое отверстие съемника с упором в вал, винты пропускают через гладкие отверстия в съемнике и устанавливают их в отверстия с резьбой в торце кольца подшипника, укpепляют диск на подшипнике, а затем в отверстие с резьбой съемника, выполненные в диске, устанавливают дополнительные винты с упором в корпус и/или вал.

На фиг. 1 изображен подшипник с фасонной шайбой, план; на фиг. 2 - то же, разрез; на фиг. 3 - разрез съемника и подшипникового узла; на фиг. 4 - съемник, план.

Подшипник содержит наружное 1, внутреннее 2 кольца и тела качения 3. На торце колец могут быть выполнены отверстия с резьбой. Для крепления подшипника в подшипниковом узле используется фасонная шайба, которая может иметь несколько вариантов конструктивного выполнения, а именно: в виде шайбы 4 с отверстием 5 или в виде колпака 6. Кроме того, для крепления в узле подшипника может быть использована шайба 7.

Указанные шайбы крепятся к кольцам подшипника либо при помощи сварки, либо выполняются с отверстиями, расположенными на осях 8 и 9 для крепления крепежными элементами (не показаны). В шайбе 7 вне тела подшипника выполнены отверстия на осях 10 для демонтажа. Отверстия на осях 8 и 10 выполнены чередующимися с резьбой и без резьбы. В колпаке 6 выполняют отверстия на осях 11 для крепления к оси или валу.

Съемник для демонтажа содержит диск 12 с гладкими отверстиями 13 и 14 для крепления диска к внутреннему 2 или наружному 1 кольцам подшипника и с резьбовыми отверстиями, в которых установлены винты 15. Диск 12 имеет размер больше подшипника. В центре диска 12 устанавливают винт 16 с рукояткой 17 для повышения усилия съема.

В узле может быть также использована шайба 18 для крепления внутреннего кольца 2 к валу 19 или шайба 20 для крепления наружного кольца 1. В этих шайбах выполнены отверстия на осях 21 с резьбой для установки винтов (не показаны) с упором в вал 19 при демонтаже.

Наружное кольцо 1 устанавливают в корпус 22.

При монтаже подшипника на посадках без натяга его крепят к фасонной шайбе путем установки крепежных элементов 23 в отверстия шайбы и кольца 2.

При демонтаже подшипника при небольших усилиях можно пользоваться либо винтом (не показан), который вворачивают в отверстие 5 в шайбе 4, либо винтами (не показаны), которые вворачивают в отверстия на осях 21 шайб 18 или 20, либо винтами (не показаны), которые вворачивают в отверстия на осях 10 шайбы 7.

При больших усилиях демонтажа используют диск 12, который связывают с подшипником через отверстия 13 и 14, а для создания усилия съема используют либо винт 16, либо винты 15. (56) 1. Авторское свидетельство СССР N 503767, кл. В 61 F 5/26, 1976.

2. Семенов В. М. Нестандартный инструмент для разборочно-сборочных работ. М. : Агропромиздат, 1985, с. 196, 155 д.

Формула изобретения

1. Подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца и размещенные между ними тела качения, отличающийся тем, что, с целью упрощения монтажа и демонтажа, торец одного по меньшей мере кольца снабжен отверстиями с резьбой.

2. Подшипниковый узел, в посадочных местах которого установлен подшипник качения, закрепленный фасонной шайбой с отверстиями для крепления, отличающийся тем, что, с целью предотвращения вращения кольца подшипника, упрощения монтажа и демонтажа, торец одного по меньшей мере кольца подшипника снабжен отверстиями с резьбой, а фасонная шайба снабжена первыми дополнительными отверстиями, соответствующими отверстиям торца кольца подшипника, и дополнительными отверстиями с резьбой, расположенными вне тела подшипника.

3. Узел по п. 2, отличающийся тем, что фасонная шайба жестко соединена с кольцом подшипника.

4. Узел по пп. 2 и 3, отличающийся тем, что фасонная шайба соединена с кольцом подшипника при помощи сварки.

5. Узел по п. 2, отличающийся тем, что фасонная шайба выполнена с выступом в центральной части и в ней же выполнено отверстие с резьбой.

6. Способ монтажа подшипника качения в подшипниковом узле, заключающийся в установке в посадочные места колец подшипника на посадках и закреплении его фасонной шайбой, отличающийся тем, что, с целью упрощения монтажа, кольца подшипника устанавливают на посадках без натяга и крепят к фасонной шайбе путем установки элементов крепления в первые дополнительные отверстия фасонной шайбы и соответствующие им отверстия с резьбой торца кольца подшипника качения.

7. Способ демонтажа подшипника качения из подшипникового узла, заключающийся в том, что освобождают фасонную шайбу от элементов крепления ее к корпусу и/или валу, удаляют фасонную шайбу из узла и извлекают подшипник из корпуса и/или снимают с вала путем приложения внешней силы, отличающийся тем, что, с целью упрощения демонтажа, удаление подшипника и фасонной шайбы из посадочных мест производят соединенными между собой, а внешнюю силу прилагают к фасонной шайбе путем установки винтов в ее дополнительные отверстия с резьбой с упором в корпус и/или вал.

8. Способ демонтажа подшипника качения съемником, заключающийся в связывании элементов захвата съемника с подшипником и приложении силы съема путем установки винта в резьбовое отверстие съемника с упором в вал, отличающийся тем, что винты пропускают через гладкие отверстия в съемнике и устанавливают их в отверстия с резьбой в торце кольца подшипника, укрепляют диск на подшипнике, а затем в отверстия с резьбой съемника, выполненные в диске, устанавливают дополнительные винты с упором в корпус и/или вал.

9. Съемник для демонтажа подшипника качения, снабженный элементами захвата подшипника и выполненный с отверстием с резьбой, которое расположено вне тела подшипника и в котором расположен винт для упора в вал привода, отличающийся тем, что, с целью упрощения демонтажа и конструкции, съемник выполнен в виде, например, диска с размерами больше размеров подшипника и с гладкими отверстиями, соответствующими отверстиям с резьбой в торце кольца подшипника качения, и с дополнительными резьбовыми отверстиями, расположенными вне тела подшипника, элементы захвата выполнены в виде винтов, пропущенных в гладкие отверстия диска и установленных в отверстия с резьбой кольца подшипника, а съемник снабжен дополнительными винтами для упора, установленными в резьбовых отверстиях диска.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипниковым узлам и может быть испо-льзовано при создании опор высокоскоростных машин, например, турбокомпрессоров Целью изобретения является повышение надежности Внутреннее кольцо 1 подшипника качения установлено на вал 2 и снабжено средствами передачи крутящего момента - втулками ,8,9 посредством шлицев 7 Передача крутящего момента от втулки 8 (например турбины) к втулке 9 (например, крыльчатке центробежного насоса) осуществляется через внутрен нее кольцо 1, а к крыльчатке 12 - через шлицевое соединение 10, вал 2 и шлицевое соединение 11

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в конструкциях электрических машин

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин, механизмов и, в частности, в подшипниковых узлах

Изобретение относится к устройствам для удержания подшипника и может быть использовано в составе компрессора высокого давления турбомашины авиационного двигателя

Изобретение относится к устройствам для удержания подшипника и может быть использовано в составе компрессора высокого давления турбомашины авиационного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к способам обеспечения заданного значения величины люфта (натяга) в опорных узлах качения системы "вал - корпус", например в шпиндельных узлах металлообрабатывающих станков различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в механизмах, имеющих подшипники качения, установленные на шлицевых валах

Изобретение относится к креплению подшипника, которое обеспечивает уплотнение против просачивания масла и стопорение подшипника на валу
Наверх