Арктическое дизельное топливо

Изобретение раскрывает арктическое дизельное топливо на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, включающее гидроочищенную депарафинизированную дизельную фракцию, противоизносную присадку и гидрокрекинговую керосиновую фракцию, при этом топливо дополнительно содержит цетаноповышающую присадку, в качестве гидроочищенной депарафинизированной фракции - гидроочищенную депарафинизированную дизельную фракцию, выкипающую в пределах 135-370°С, в качестве гидрокрекинговой керосиновой фракции - гидрокрекинговую керосиновую фракцию, выкипающую в пределах 140-250°С, при следующим соотношении компонентов, % мас.: гидроочищенная депарафинизированная дизельная фракция, выкипающая в пределах 135-370°С - 69,790-94,960; гидрокрекинговая керосиновая фракция, выкипающая в пределах 140-250°С - 5,000-30,000; противоизносная присадка - 0,010-0,035; цетаноповышающая присадка - 0,020-0,200. Технический результат заключается в улучшении низкотемпературных свойств, а именно: температуры застывания, предельной температуры помутнения, температуры фильтруемости, которые обеспечивают надежную эксплуатацию дизельных двигателей при температурах окружающего воздуха минус 65 - минус 70°С. 3 табл.

 

Изобретение относится к арктическому дизельному топливу и может быть использовано в условиях Крайнего Севера и Арктической зоны.

Известно дизельное топливо, которое предназначено для использования в быстроходных дизелях в условиях Крайнего Севера и Арктической зоны. Дизельное топливо содержит смесь гидроочищенных нефтяных фракций, выкипающих в интервалах 170-250°С и 180-190°С, полученных раздельно и взятых в соотношении 49:50-50:51% об. (Патент RU №255211).

Дизельное топливо имеет температуры предельной фильтруемости и застывания, минус 69°С и минус 70°С, соответственно, однако получение узкой дизельной фракции, выкипающей в пределах перегонки 180-190°С, требует высокой точности контроля технологического процесса, а малейшее отклонение приводит к ухудшению низкотемпературных характеристик конечного продукта.

Наиболее близким к предлагаемому является арктическое дизельное топливо на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, содержащее базовой компонент и противоизносную присадку в количестве до 0,04% мас, в качестве базового компонента содержит смесь гидроочищенной депарафинизированной дизельной фракции, выкипающей в пределах 200-310°С, гидрокрекинговой керосиновой фракции, выкипающей в пределах 140-240°С, или гидроочищенной керосиновой фракции, выкипающей в пределах 140-230°С, и гидрокрекинговой керосиновой фракции, выкипающей в пределах 180-250°С, или гидроочищенной керосиновой фракции, выкипающей в пределах 130-220°С, взятых в соотношении 39:41-29:31-29:31% об. (Патент RU 2618231).

Однако данное арктическое дизельное топливо имеет недостаточные низкотемпературные характеристики и очень высокое содержание дефицитных и дорогостоящих керосиновых фракций.

Технический результат изобретения - повышение эффективности применения арктического дизельного топлива за счет улучшения низкотемпературных характеристик топлива и снижения содержания в нем дефицитных и дорогостоящих керосиновых фракций.

Техническая сущность изобретения заключается в использовании в арктическом дизельном топливе, включающем гидроочищенную депарафинизированную дизельную фракцию, противоизносную присадку и гидрокрекинговую керосиновую фракцию, в качестве гидроочищенной депарафинизированной фракции - гидроочищенную депарафинизированную дизельную фракцию, выкипающую в пределах 135-370°С, в качестве гидрокрекинговой керосиновой фракции - гидрокрекинговую керосиновую фракцию, выкипающую в пределах 140-250°С, и дополнительно топливо содержит цетаноповышающую присадку при следующем соотношении компонентов, % мас.:

гидроочищенная депарафинизированная дизельная
фракция, выкипающая в пределах 135-370°С 69,790-94,960
гидрокрекинговая керосиновая фракция,
выкипающая в пределах 140-250°С 5,000-30,000
противоизносная присадка 0,010-0,035
цетаноповышающая присадка 0,020-0,200

Используемую в предлагаемом арктическом дизельном топливе гидроочищенную депарафинизированную дизельную фракцию, выкипающую в пределах 135-370°С, получают из прямогонного дизельного топлива гидроочисткой и депарафинизацией на платиновом катализаторе при повышенных температуре и давлении до получения продукта с температурой помутнения минус 65 - минус 70°С.

В качестве противоизносной присадки применяют любую противоизносную присадку, например, «Комплексал-ЭКО «Д» по ТУ 0257-048-48120848-2010 производства ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок» на основе жирных кислот, «Байкат» по ТУ 0257-027-46693103-2016 производства АО «АЗКиОС» - сложные эфиры ди-монокарбоновых кислот и ди-полиатомных спиртов, «АддиТОП СМ/ AddiTOP L» по СТО 67177647-001-2011 производства ООО «НТЦ Салаватнефтеоргсинтез», «Додилюбе» фирмы «Клариант» на основе жирных кислот таллового масла и другие.

В качестве цетаноповышающей присадки применяют любую цетаноповышающую присадку, например, «Kerobrisol EHN» - алкилнитратсодержащий продукт, «UC 100» на основе нитроэфиров одноатомных спиртов, «Dodicet 5073» фирмы Клариант на основе 2-этилгексил нитрата и другие.

Результаты испытаний фракций, используемых для получения арктического дизельного топлива, приведены в таблице 1

Приведенные в таблице 1 результаты испытаний свидетельствуют, что данные фракции могут быть использованы в композиции арктического дизельного топлива по требованиям СТО 08151164-0157-2014.

В таблице 2 приведены составы - примеры соотношений фракций предлагаемого арктического дизельного топлива в сравнении с прототипом

В таблице 3 приведены результаты испытаний предлагаемого арктического дизельного топлива в сравнении с прототипом

Данные, приведенные в таблице 3, показывают, что предлагаемое арктическое дизельное топливо в сравнении с прототипом содержит почти в два раза меньше дефицитных и дорогостоящих керосиновых фракций и при этом имеет лучшие низкотемпературные свойства, а именно: температуру застывания, предельную температуру помутнения, температуру фильтруемости, обеспечивающие надежную эксплуатацию дизельных двигателей в арктических условиях и районах Крайнего Севера при температурах окружающего воздуха минус 65- минус 70°С согласно СТО 08151164-0157-2014.

Арктическое дизельное топливо на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, включающее гидроочищенную депарафинизированную дизельную фракцию, противоизносную присадку и гидрокрекинговую керосиновую фракцию, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит цетаноповышающую присадку, в качестве гидроочищенной депарафинизированной фракции - гидроочищенную депарафинизированную дизельную фракцию, выкипающую в пределах 135-370°С, в качестве гидрокрекинговой керосиновой фракции - гидрокрекинговую керосиновую фракцию, выкипающую в пределах 140-250°С, при следующим соотношении компонентов, % мас.:

гидроочищенная депарафинизированная дизельная
фракция, выкипающая в пределах 135-370°С 69,790-94,960
гидрокрекинговая керосиновая фракция,
выкипающая в пределах 140-250°С 5,000-30,000
противоизносная присадка 0,010-0,035
цетаноповышающая присадка 0,020-0,200



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к технологии получения присадок к дизельному топливу с малым содержанием серы, а точнее к получению смеси этиловых эфиров жирных кислот путем переэтерификации.

Изобретение раскрывает применение по меньшей мере одного диариламина, выбранного из группы, состоящей из октилдифениламина, диоктилдифениламина, октилфенилнафтиламина и стиролдифениламина, в качестве присадки к топливу для очистки камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания от существующих отложений и грязи.

Изобретение описывает применение присадки к топливу, содержащей трет-бутилгидропероксид (ТВНР) или 1,1-ди(трет-бутилперокси)циклогексан (СН), в дизельном топливе для уменьшения потребления топлива в дизельном двигателе.

Изобретение раскрывает топливную композицию авиационного бензина с октановым числом не менее 91 и сортностью не менее 115, которая содержит алкилбензин, характеризующаяся тем, что дополнительно содержит смесь предельных углеводородов С6 и выше, выкипающих в интервале температур 25÷200°С, и толуол при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.

Изобретение относится к композиции добавки для удаления сероводорода, причем композиция содержит: a. добавку 1, содержащую цинковую соль органической кислоты; и b.

Изобретение раскрывает способ получения водотопливной смеси, включающий приготовление водоугольной суспензии, содержащей частицы ультрадисперсного углерода, подачу в смесительную камеру водоугольной суспензии и углеводородного топлива и нагрев водоугольной суспензии, характеризующийся тем, что приготовление водоугольной суспензии осуществляют путем смешения воды или водного раствора с частицами ультрадисперсного углерода, насыщенными поверхностно-активным веществом, при массовом содержании частиц ультрадисперсного углерода в суспензии не менее 0,03%, при этом водоугольную суспензию и углеводородное топливо одновременно подают в смесительную камеру, нагревают полученную смесь до образования перегретого пара при температуре, превышающей температуру кипения водоугольной суспензии, и направляют полученную парогазовую смесь в реакционную камеру, в которой нагревают смесь до температуры не менее 500°С до образования водородосодержащей парогазовой смеси.

Изобретение относится к способам приготовления катализатора для процесса гидроочистки прямогонной дизельной фракции. Способ приготовления катализатора NiMo/Аl2О3 для процесса гидроочистки прямогонной дизельной фракции содержит активный компонент, в состав которого входят окислы никеля, молибдена и фосфора, диспергированные на алюмооксидном носителе, способ заключается в пропитке гранул алюмооксидного носителя раствором для пропитки с последующей сушкой, раствор для пропитки готовят последовательным растворением ортофосфорной кислоты, оксида молибдена (VI), гидроксида и/или оксида никеля и диэтиленгликоля в дистиллированной воде.

Изобретение раскрывает модификатор горения твердого или газообразного топлива, включающий катализатор горения и органический растворитель, характеризующийся тем, что в качестве катализатора горения содержит ацетилацетонат железа (III), а в качестве органического растворителя - этанол при следующем соотношении компонентов, мас.%: ацетилацетонат железа (III) 3-10; органический растворитель 90-97.

Изобретение раскрывает композицию противоизносной присадки к топливам для реактивных двигателей содержащая олеиновую кислоту и антиокислительную присадку Агидол-1, в качестве олеиновой кислоты содержит техническую олеиновую кислоту, представляющую собой смесь ненасыщенных жирных кислот с содержанием олеиновой кислоты 57,7-64,9 мас.%, линолевой кислоты 17,8-20,8 мас.%, линоленовой кислоты 1,2-8,2 мас.% и общим содержанием жирных кислот 97,4-98,3 мас.% и дополнительно содержит гидроочищенный компонент авиационного топлива для реактивных двигателей при следующем соотношении компонентов, мас.%: олеиновая кислота техническая - 70,0-80,0, Агидол-1 - 0,3-0,5, гидроочищенный компонент авиационного топлива для реактивных двигателей - остальное.

Изобретение раскрывает топливную композицию на основе дизельной фракции, с содержанием серы менее 10 мг/кг, выкипающей в пределах 180-360°C, характеризующуюся тем, что содержит в качестве промоторов воспламенения органические перекиси, выбранные из группы: ди-трет-бутилпероксид, 1,1-ди(третбутилперокси)циклогексан, дикумилпероксид, и противоизносную присадку на основе карбоновых кислот при следующем соотношении компонентов, мас.%: органическая перекись от 0,01 до 0,5, противоизносная присадка от 0,005 до 0,1, дизельная фракция - до 100.
Изобретение относится к технологии получения присадок к дизельному топливу с малым содержанием серы, а точнее к получению смеси этиловых эфиров жирных кислот путем переэтерификации.

Изобретение раскрывает композицию противоизносной присадки к топливам для реактивных двигателей содержащая олеиновую кислоту и антиокислительную присадку Агидол-1, в качестве олеиновой кислоты содержит техническую олеиновую кислоту, представляющую собой смесь ненасыщенных жирных кислот с содержанием олеиновой кислоты 57,7-64,9 мас.%, линолевой кислоты 17,8-20,8 мас.%, линоленовой кислоты 1,2-8,2 мас.% и общим содержанием жирных кислот 97,4-98,3 мас.% и дополнительно содержит гидроочищенный компонент авиационного топлива для реактивных двигателей при следующем соотношении компонентов, мас.%: олеиновая кислота техническая - 70,0-80,0, Агидол-1 - 0,3-0,5, гидроочищенный компонент авиационного топлива для реактивных двигателей - остальное.

Изобретение описывает композицию противоизносной присадки к топливу для дизельных двигателей с содержанием серы менее 10 ppm, содержащую олеиновую кислоту и антиокислительную присадку Агидол-1, в качестве олеиновой кислоты композиция содержит техническую олеиновую кислоту, представляющую собой смесь ненасыщенных жирных кислот с содержанием олеиновой кислоты 57,5-64,9 мас.%, линолевой кислоты 17,8-20,8 мас.%, линоленовой кислоты 1,2-8,2 мас.% и общим содержанием жирных кислот 97,4-98,3 мас.%, и дополнительно содержит гидроочищенный компонент топлива для дизельных двигателей при следующем соотношении компонентов, мас.%: олеиновая кислота техническая 70,0-80,0; Агидол-1 0,3-0,5; гидроочищенный компонент топлива для дизельных двигателей остальное.
Изобретение раскрывает комплексную присадку к автомобильным бензинам для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, включающую метил-трет-бутиловый эфир и изобутиловый спирт, характеризующуюся тем, что дополнительно содержит азотсодержащее ароматическое соединение ММА и антикоррозионную присадку DCI-11 при следующем соотношении компонентов: ИБС – 20-80 мас.%, ММА – 0,5 мас.%, антикоррозионная присадка DCI-11 – 0,015 мас.%, МТБЭ – остальное.

Изобретение относится к композиции, содержащей изопропанол в количестве от 60 до 70 об.%, дизельное топливо и бензин, каждый в количестве от 10 до 20 об.%, и воду в количестве от 1 до 5 об.%.

Изобретение раскрывает противоизносную присадку к топливу для реактивных двигателей, которая содержит композицию жирных кислот растительных масел с легкой углеводородной фракцией гидрокрекинга при следующем соотношении компонентов, % мас.: жирные кислоты растительных масел - 70-90; легкая углеводородная фракция гидрокрекинга - до 100.

Изобретение описывает авиационное топливо, содержащее авиационный алкилат, соединение трикарбонила циклопентадиенила марганца и очищающее от марганца соединение, в котором очищающее от марганца соединение выбрано из оксида трифенилфосфина, трифенилфосфина и трикарбонильного соединения, выбранного из триацетата глицерина и триэтил 1,1,2-этантрикарбоксилата, причем указанное авиационное топливо содержит 13 мг свинца или меньше на литр.

Изобретение раскрывает присадку к автомобильному бензину, которая включает продукт взаимодействия триэтаноламина с алкилсалицилововой кислотой формулы OH-R(R1)-COOH, где R - ароматическое кольцо, a R1 - парафиновый углеводородный радикал, содержащий от 16 до 18 атомов углерода, полученного при химическом взаимодействии в мольном соотношении амин:кислота от 1,00:2,90 до 1,00:3,10.

Изобретение описывает композицию неэтилированного авиационного топлива, которая имеет MON по меньшей мере 99,6, содержание серы менее 0,05% мас., содержание CHN по меньшей мере 97,2% мас., содержание кислорода менее 2,8% мас., T10 не более 75°C, T40 по меньшей мере 75°C, T50 не более 105°C, T90 не более 135°C, температуру конца кипения менее 190°C, скорректированную теплоту сгорания по меньшей мере 43,5 МДж/кг, давление паров в диапазоне 38-49 кПа и содержит: 20-35 об.% толуола, имеющего MON по меньшей мере 107; 2-10 об.% анилина; 30-55 об.% по меньшей мере одного алкилата или алкилатной смеси, имеющих диапазон температур начала кипения 32-60°С и диапазон температур конца кипения 105-140°С, имеющих T40 менее 99°C, T50 менее 100°С, T90 менее 110°C, причем алкилат или алкилатная смесь содержат изопарафины с 4-9 атомами углерода, 3-20 об.% С5 изопарафинов, 3-15 об.% C7 изопарафинов и 60-90 об.% С8 изопарафинов в расчете на алкилат или алкилатную смесь и менее 1 об.% С10+ в расчете на алкилат или алкилатную смесь; 7-14 об.% разветвленного алкилацетата, имеющего алкильную группу с разветвленной цепью с 4-8 атомами углерода; и 8-26 об.% изопентана в количестве, достаточном для достижения давления паров в диапазоне 38-49 кПа; при этом указанная топливная композиция содержит менее 1 об.% C8 ароматических соединений.

Изобретение раскрывает композицию неэтилированного авиационного топлива, которая имеет MON по меньшей мере 99,6, содержание серы менее 0,05 мас.%, содержание CHN по меньшей мере 97,2 мас.%, содержание кислорода менее 2,8 мас.%, T10 не более 75°C, T40 по меньшей мере 75°C, T50 не более 105°C, T90 не более 135°C, температуру конца кипения менее 210°C, скорректированную теплоту сгорания по меньшей мере 43,5 МДж/кг, давление пара в диапазоне 38-49 кПа, и содержащая: 15-40 об.% толуола, имеющего MON по меньшей мере 107; 2-10 об.% толуидина; 30-55 об.% по меньшей мере одного алкилата или алкилатной смеси, имеющих диапазон температур начала кипения 32-60°С и диапазон температур конца кипения 105-140°С, имеющих T40 менее 99°C, T50 менее 100°С, T90 менее 110°C, причем алкилат или алкилатная смесь содержат изопарафины с 4-9 атомами углерода, 3-20 об.% С5 изопарафинов, 3-15 об.% C7 изопарафинов и 60-90 об.% С8 изопарафинов, в расчете на алкилат или алкилатную смесь, и менее 1 об.% С10+ в расчете на алкилат или алкилатную смесь; 4-10 об.% разветвленного алкилацетата, имеющего алкильную группу с разветвленной цепью с 4-8 атомами углерода; и 8-26 об.% изопентана в количестве, достаточном для достижения давления пара в диапазоне 38-49 кПа; при этом топливная композиция содержит менее 1 об.% C8 ароматических соединений.

Изобретение относится к способу очистки биотопливных композиций на основе рапсового масла, включающему нейтрализацию жирных кислот рапсового масла, отделение выпавшего осадка, смешивание 70% нейтрализованного рапсового масла с 30% минерального дизельного топлива, или 75% нейтрализованного рапсового масла с 25% керосина марки ТС-1 с последующей винтеризацией, характеризующемуся тем, что стадии очистки от механических примесей и восков проводятся после смешивания компонентов смеси, винтеризация проводится при температуре +10°С, а эффективность фильтрации достигается за счет снижения вязкости при добавлении минерального дизельного топлива.
Наверх