Газостатический подшипник

 

ОПИСЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Со!оа Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 14.Х.1969 (№ 1374849/25-27) с присоединением заявки

Приоритет

Оп бликовано 04.V1.1971. Бюллетень ¹ 18

МПК F 1бс 27/02

F 16с 17 16

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УД К 62-233.2:621.822, .5 (088.8) Дата опубликования описания 16Л П,1971

Авторы изобретения

Г. И. Воронин и A. Н. Брагин

Заявитель

Ж -ЕСГ !

Ччт.!1 т(- 4ii

ГАЗОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

Известны газостатические подшипники, содержащие вкладыш, установленный в корпусе с возможностью радиального перемещения, охватывающий вал и имеющий отверстия для подачи рабочей среды от источника давления в зазор между этим вкладышем и валом, а также содержащие демпфирующее устройство с расположенными последовательно вдоль оси подшипника между корпусом и вкладышем упругими в радиальном направлении кольцаMkI.

Однако известные подшипники не обеспечивают достаточно надежной работы при высоких Tci>111Bp2Tjp2x H малых давлег!и11х наддува.

Предлагаемый подшипник отличается тем, что упругие кольца выполнены металлическими, а между ними размещен сжатый в осевом направлении с помощью упругих элементов, например тарельчатых пружин, пакет «ередующихся дисков двух различных диаметров, большие из которых установлены в корпусе, а меньшие — на наружной поверхности вкладыша, причем полости, ограниченные дисками, непосредственно взаимодействующими с упругими элементами, соединены с упомянутым источником давления рабочей среды.

Это повышает надежность подшипника при высоких температурах и малых давлениях наддува.

112 фиг. 1 изображен предлагаемый г одшипник, продол1и1ый разрез; па фиг. 2 — то же, вид сбоку.

Вал 1 проходит через расточку вкладыша

, установленного в обойме 8 на упругих мста 7.л и 1сск!!и цептрир ю1ц11." кОльцсlх .), .11сжв :..7 ады шем 11 ооой ilIOll 5 СТ3110В 1011 И 11кс i дисков, набранный 1п дисков 5 бол1ипсl î диаметры и дисков 6 меньшеl 0 диаметра. Iii10 ски 6 установлены B обойме, 3 диски 6 — па в кл ады ше.

Осевос cæатпс Осун1еств;!51стся пружlllioi

/, кото р 3 я и р и ж а т 3 к и 2 ке . т и l i c к О В к p I >I I I!кой 8. Диски большого и малого диаметров

15 установлены попеременно. Один из д!1Ск011 большого диаметра выполнен уто;нцси 1ым.

Этот диск 9 имеет на наружной 110BcpxiiocT11 ко7ьцевую канавку 10 и отверстия 11, чсрсз которые в зазор подшипника поступает 1 аз

20 под давлением.

Газ поступает из корпуса 12 через кольцевую канавку 18 и отверстия И В обойм 5.

Крышка 8 соединена болтами 15 с корпусом и обоймой. Между флаицем крышки и флан25 цем обоймы расположен набор 16 регул11рукщих прокладок. При изменении набора ipoкладок, меняется 3 си.1 не сжатия дисков iiph жиной 7. В растОч 11е крышки 8 Т3 кже 3 сттl новлено центрирующее металлическое кольцо

30 4. Оба кольца 4 соединены со вкладышем 2 и

5 ю соответственно с обоймой и крышкой при помощи штифтов 17. Центрирующее кольцо имеет чередующиеся выступы 18, направленные к центру и от центра кольца. Выступы соединены металлическими перемычками 19, которые деформируются под нагрузкой, допускал возмо кность перемещений вкладыша 2.

Прп вращении вала газ под давлением поступает в рабочий зазор подшипника через отверстия 11 и питатели 20. 3а счет перепада давлений между внутренней полост ью оооймы и окружающей атмосферой силы давления сжатого газа осуIUecTIIëÿþò осевое сжатие пакета дисков. При этом режиме (в!!Сокое давление за компрессором) сжатые диски жестКО фИKСИP"!OТ ВКЛЯДЫШ В ОООЙМЕ В ПО 7011 .Сшш, заданном цептрирующими кольцами 4.

Демпфирование при этом осуществляется лишь за счет газового слоя в рабочем зазоре и подшигшикс.

Прп полете па малой скорости давление сжатого газа, поступающего в подшипники, уменьшается. Сила, сжимающая пакет диcIlo!! 6 и 6, уменьшается. На этом режиме сила трения между дисками зависит от усилия пружины.7: Уменьшение силы трения позволяет дискам 6 перемещаться относительно дисков 6, рассеивая энергиго" колебания вкладыша. Ротор устойчиво работает на высоких скоростях Вращения. Центрирование вкладыша па всех режимах работы подшипника осуществляется упругими металлическими кольцами 4, зафиксированными от проворота с Номо!цью штифтов 17. Настройка демпфера ос ществляется регулировкой толщины набора 16 прокладок, При этом меняются усилие сжаrHsI дисков, сила трения между дисками и величина энергии, рассеиваемой при колебани11 Х.

Мялъ|й Вес Вкладыша и подВигкных частей подшипника способствует увеличению эффективности демпфирования. Отсутствие резиновых деталей уменьшает чувствительность демпфера к изменению рабочих температур.

Стабилизация характеристик демпфера достигается прп покрытии рабо гих повсрхпостсй пякс I я дисков слосм твс(1доп:!сночг!ОЙ смазки.

Предмет изобретен I„!

1, ГaaOCTaTHческий IIOQIIIHIIkIHK) содержащий вкладыш, установленный в корпусе с возможностью радиального перемещения, охватывающий вал и имеющий отверстия для подачи рабочей среды от источника давления в зазор между этим вкладышем и валом, а также содержащий демпфирующее устройство с расположенными последователь!ю вдоль оси подшипника между корпусом и вкладышем упругими в радиальном направлении кольцами, отличаюи1ийся тем, что, с целью повышения егÎ эксплуатационной надежности при высоких температурах и малых давлениях наддува, упругие кольца выполнешг металлическимH) я . !Сжд )) IIHMH размещен сжя гыи В осевом направлении с помощью упругих элементов, например rapeльчатых пружин, пакет чередующихся дисков двух различных диаметров, большие из которых установлены в корпусе, а меньшие — на нару>к!!Ой поверхности вкладыша.

2. Подшипник по и. 1, Отличтоцийг.г тем, что полости, 0! рапиченные дисками,:!епосредственпо взаимодействующими с упру:пми элементами, соединены с упомянутым исгочг!иком давления рабочей среды.

Составитель И. Меламед

Редактор О. Юркова Техред Л. В. Куклина Корректор 3. И. Тарасова

Заказ 1964/3 Тираж 473 Поди; гное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, Я(-35, Раушская наб., д. 4, 5

Типография, пр. Сапунова, 2

Газостатический подшипник Газостатический подшипник Газостатический подшипник 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов
Наверх