Устройство для компенсации люфта

 

Союз Советскнн .

Соцнвпнстнческнн

Республик

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«» 847309 (6! ) Дополнительное и авт. свна-ву (22) Заявлено 4.06. 79 (23 ) 278 I 242/18-24 (54)М. Кл. с присоединением заявки №

6 05 6 23/00

Геоударотввнный комитет

СССР (23) П риорнтет (53) УДК 623. 327 (088.8) ав делам изобретений и открытий

Опубликовано I 5.07.8!. Бюллетень ¹ 26

Дата опубликования описания I8.07 8I (72) Авторы изобретения

М. И. Горшков, В . А. Мазнин, Ю. В. Марков, F.. H. Матвеев и Е. П. Лобанов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЯ4И ЙОФТА

Изобретение относится к приборо- строению и точному машиностроению, в частности для использования в следящих приводах антенных установок и радиотелескопов, где необходимо обеспечить повышенную точность ра% боты при активной нагрузке.

Известны устройства для выбирания люфта в передачах механическим способом, например путем закрутки специального торсиона в параллельной ветви передачи, и создания таким образом постоянного момента распора, выбирающего люфт (I j

Наиболее близким к предлагаемому является устройство компенсации люфта в ттередачах электрическим способом в электроприводе с двумя одинаковыми исполнительными двигателями.

Оно содержит основной и дополнительный приводы, соединенные каждый через передачу с объектом управления, и схему компенсации люфта, содержащую .два блока формирования напряжения распора с линейной и нелинейной характеристикой, входы которых соединены с выходами согласующего усилителя,а выходы соединены с входами предварительных усилителей схем управления двух дшигателей, которые соединены с одной коренной шестерней объекта, управления. В зависимости от направления скорости и нагрузки один из двигателей работает в режиме слежения, а другой в — режиме торможения, чем обеспечивается компенсация люфта в переходных режимах (2 ).

Однако в указанном устройстве происходит увеличенный расхЬд мощности и повышенный износ передач; что снижает ЕПД и кинематическую точность передач, вследствие нендентичности приводов при переключении нагрузки с одного привода на другой возникают дополнительные ошибки слежения устройства.

84730!

5 ,20

Устройство состоит из основного привода 1 с исполнительным двигателем

2, соединенныч через люфтовую переда-. чу с объектом 3 управления. С объектом 3 управления через другую люфтовую передачу связан исполнительный двигатель 4 дополнительного привода

5.

С основным приводом 1 соединены входы датчиков 6 нагрузки и скорости

7 основного привода, выходы которых соединены с блоком 8 пороговых элементов, выход которого соединен со входом дешифратора 9, один из выходоа которого соединен с блоком 10 памяти, другой выход с одним из входов селектора ll, выход блока 10 памяти сое динен с другим из входов селектора

ll, третий иэ входов которого соединен с выходом 12 формирования управляющих напряжений, один из выходов селектора соединен с основным приводом, а другой — с дополнительным.

Устройство работает следующим образом.

Ва время слежения основного привода 1 с двигателея 2 дополнительный

Цель изобретения — уменьшение потребляемой мощности х повышение надежности устройства.

Поставленная цель достигается за счет того, что в устройстве для компенсации люфта, содержащем основной привод, подключенный к исполни-. тельному двигателю, соединенному через люфтовую передачу с объектом управления, дополнительный привод, под- 110 ключенный к соответствующему исполнительному двигателю, соединенному через соответствующую люфтовую передачу с объектом управления, датчики скорости и нагрузки основного привода и блок формирования управляющих напряжений, введены последовательно включенные блок пороговых элементов, дешифратор и селектор, а также блок па мяти, через который второй выход дешифратора соединен со вторым входом селектора, третий вход которого соединен с выходом;блока формирования управляющих напряжений, а выходы подключены к входу дополнительного привода и одному иэ входов основного привода, причем выходы датчиков скорости и нагрузки соединены с входами блока пороговых элементов.

На чертеже изображена блок-схема устройства.

9 ф привод 6 с двигателем 4 создает момент, направленный навстречу моменту/ основного привода и препятствующий образованию люфта в механической передаче к объекту 3 управления.

Сигналы скорости и момента нагрузки основного привода поступают соответственно с датчиков 7 и 6 на входы блока 8 пороговых элементов. В зоне реверса основного привода блок пороговых элементов производит переключение дешифратора 9, который совместно с управляемым от него блоком

10 памяти, производит выбор канала селектора 11, по которому поступает сигнал управления с блока 12 на вход дополнительного привода. При этом реверс дополнительного привода происходит с запаздыванием по отношению к реверсу основного привода, что достигается задержкой коммутирующих сигналов в блоке памяти. Кроме того, в зоне реверса по скорости основного привода происходит переключение его структуры по командам из селектора.

Такое управление дополнительным, приводом позволяет обеспечить необходимую точность слежения основного привода при прохождении люфта.

Дополнительный привод значительно меньшей мощности, чем основной, так как он работает в тормозном режиме и не участвует в слежении. Это позволяет уменьшить расход электроэнергии и износ механических передач по сравнению с известным.

Формула изобретения

Устройство для компенсации люфта, содержащее основной привод, подключенный к исполнительному двигателю, соединенному через люфтовую передачу с объектом управления, дополнительный привод, подключенный к соответствующему исполнительному двигателю, соединенному через соответствующую люфтовую передачу с объектом управления, датчики скорости и нагрузки основного привода н блок формирования управляющих напряжений, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения потребляемой мощности и повышения надежности устройства„ в него введены, последовательно включенные блок порогсзых элементов, дешифратор и селектор, а также блок

1. Авторской свидетельство СССР

У 285433, кл. Г 16 Н 10/08, 1970.

Ф

1 с

2. Stuben H. Antriebe und Steuerunger von Nachfurantennen. Feil 2.

Steuerungssusteme"Elektro-Апгеiдег 27. е Ig 1974, Nr 19 (прототип).

Составитель О. Гудкова

ТехредМ.Рейвес Корректор С. Корниенко

Редактор Т. Гыршкан

5 Тираж 940 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

5 84230 памяти, через который второй выход дешифратора соединен со вторым входом селектора, третий вход которого соединен с выходом блока формирования управляющих напряжений, а выходы подключены к входу дополнительного привода и одному из входов основного привода, причем выходы датчиков скорости и нагрузки соединены с входами блока пороговых элементов. I

9 6

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Устройство для компенсации люфта Устройство для компенсации люфта Устройство для компенсации люфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в разработке и производстве газоперекачивающих агрегатов, газотурбинных электростанций и других крупногабаритных установок, функционирующих путем передачи больших крутящих моментов

Изобретение относится к ручке управления тормозного рычага и включает рукоятку управления, центрально связанную с тормозным рычагом и анкерный кронштейн для крепления к подрамной части колеса

Изобретение относится к устройствам ограничения хода в системах с переменной инерцией исполнительного органа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления

Изобретение относится к автоматическим устройствам и может быть использовано в различных системах управления, где необходимо с высокой точностью установить настраиваемый объект в заданное положение
Наверх