Воздухораспределитель

 

Союз Соввтскии

Социалистические

Раснубпми

К АВТОРСКОМУ СВИДИТЕЛЬСТ8У (б! ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 26.04.77 (2), 2483424/27-11 с присоединением заявки ¹ (23)Приоритет

Опубликовано 28.02.82. Бюллетень №8

Дата опубликования описания 01.03.82 (5I)Nl. Кл.

В 60 Т 15/20

9тоударотееиивй комитет ссеа

ho делам изобретеиий х открытий (53) УДК 629.11Э

-597.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

С. И. Руденко и А. А. Козак

Полтавский автоагрегатный завод коммуннстиче (7I ) Заявитель. (54) ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛ ИТЕЛЬ

Изобретение относится к автомобильной промышленности, в частности к агрегатам пневматических тормозных систем прицепов.

Наиболее близким к предлагаемому является воздухораспределитель, преимущественно для тормозной системы прицепа, содержащий корпус с торцовыми крышками и перегородкой, разделяющей его на две камеры, в которых установлены поршни следящего механизма» соединенные между собой штоком, проходящим через отверстие в перегородке, между первой TopUQBoN крьгшкой и первым поршнем образована полость управляюшегодавления,,между первым поршнем и перегородкой — полость питающего давления, между перегородкой и вторым поршнем — полость, подключаемая к ресиверу прицепа, а между вторым поршнем и второй торцовой крышкой - полость, подключаемая к тормозным камерам, причем последняя полость подключена посредством перепускного клапана, имеющего два концентричных седла и внутреннюю полость, к полости, подключаемой к ресиверу, и к сообщенному с атмосферой отверстию, выполненному во второй торцовой крьпике, а.в штоке выполнено сквозное осевое отверстие $ 1 ) .

Конструкция известного воздухораспределителя не обеспечивает подачи полного давления ресиверов прицепа в тормозные камеры вследствие того, что сжатый воздух со стороны тормозных камер действует на всю площадь поршня, а со стороны ресивера — на всю плошадь эа вычетом площади штока. По этой причине разница между давлением в ресивере и подаваемым в тормозные камеры составляет 0,6 кгс/см при 2. торможении. Это приводит к тому, что не обеспечивается реализация необходимых тормозных моментов для эффек20 тивного торможения транспортного с редс тва.

Баль изобретения — повышение эффективности воэдухораспределнтеля при нсГ„ — 7 (!

3 9086 пользовании его в однопроводной тормозной системе прицепа путем обеспечения подачи полного давления от ресивера к тормозным камерам.

Указанная uent достигается тем, что внутренняя полость перепускного клапана постоянно связана со сквозным отверс- .

t тием штока и с сообщенным с атмосферой отверстием во второй торзовой крышке центральное кольцевое седло перепуск- >0 ного клапана выполнено большего диаметf ра, чем шток, а величины рабочих пло) щадей второго поршня при торможении выбраны из соотношения где Fq — рабочая площадь второго поршня со стороны полости, подключаемой к ресиверу;

F — рабочая площадь второго поршня со стороны полости, подключаемой к тормозным камерам.

Ца фиг. 1 изображен воздухораспределитель, первый вариант выполнения; на фиг. 2 — то же, второй вариант выполнения.

Воздухораспределитель (фиг. 1) состо ит из корпуса 1 с перегородкой 2 и двух торцовых крышек 3 и 4. Внутри корпуса 1 расположен следящий механизм, состоящий иэ штока 5, проходящего через отверстие в перегородке 2 и жестко связанного с первым 6 и вторым 7 поршнями при помощи сегментных полу3$ колец 8 и 9. находящихся в канавке штока и фиксируемых от выпадании в кольцевой проточке поршня. Первый поршень 6 постоянно ориентируется вверх возвратной пружиной 10. Во фланце ао штока 5 установлен подпружиненный перенускной клапан 1 1, тело которого имеет уплотнение по цилиндрической поверхности. Клапан 1 1 содержит уплотнительное кольцо 12, фиксируемое на

45 клапане 11 шайбой 13. На уплотнительном кольце 12 перепускного клапана 11 выполнены два кольцевых седла 14 и

15, которые взаимодействуют при работе воздухораспределителя соответствен50 но с седлом 16 на поршне 7 и с седлом

17 на крышке 4. Внутренняя полость 18 клапана 11 постоянно сообщена с атмосферой через отверстие 19 в крышке 4.

П ерепускной клапан 11 под действием пружины 20 прижат кольцевым седлом

14 к седлу 16 поршя 7. Поршень 7 имеет в центральной части бобышку 21

35 4 с окнами 22, выполненными при отливке поршня и предназначенными для прохода воздуха к перепускному клапану 11.

Воэдухораспределитель имеет полость 23 управляющего давления, сообщенную с магистралью управления (по двухпроводному приводу), полость 24 питающего давления, сообщенную с соединительной (питающей) магистралью, полость 25, сообщенную с ресивером прицепа, полость 26, сообщенную с тормозными камерами и полостью 27 сообщенной с атмосферой. В штоке 5 выполнено осевое сквозите отверстие 28.

В отторможенном состоянии следящий механизм находится в крайнем верхнем положении. Сжатый воздух поступает в полости 24 и 25 и тем самым удерживает следящую систему в равновесии, так как площади действия верхнего и нижнего поршней равны. Сжатый воздух из полости 25 через окна 22 в бобышке

21 поршня 7 воздействует на ерепускной клапан 11, прижимая его с герметичностью по площади, равной разности площадей диам е тра с едла 14 и ерепускного клапана 1 1 и уплотнительного кольца (площади разгрузки клапана), которая выбрана равной плошади седла

15 перепускного клапана. При этом имеется зазор между седлом 17 крышки 4 и седлом 15 клапана 11. Полость

26 сообщена отверстием 19 с полостью

27 (с атмосферой).

При торможении по однопроводной схеме давление в полости 24 понижается.

После достижения необходимого для преодоления сил трения и усилия пружины

20 перепада давления между полостями

24 и 25 следящий механизм начинает перемещаться. Седло 15 перепускного клапана 11 садится на седло 17 крышки 4 и разобщает полость 26 от полости 27. При дальнейшем увеличении разности величины давлений между полостью 24 и полостью 25 перепускной клапан 11 седлом 14 отрывается от седла 16 на поршне и через образовавшийся зазор сжатый воздух из ресиверов прицепа поступает в полость 26 и в тормозные камеры.

Со стороны ресивера (полость 25) воздух воздействует на площадь Fg равную разности плошадей нижнего поршня 7 и штока 5, имеющего уплотнительное кольцо. Со стороны тормозных камер сжатый воздух воздействует на площадь Fg нижнего поршня 7 без площади, определяемой диаметром сед5 908635 6 ла 15, так как полость 27 сообщена с атмосферой.

Поскольку седло 15 выполнено большего диаметра, чем шток, плошадь Г.( воспринимающая давление ресивера, больше плошади Fg воспринимающей давление тормозных камер. За счет этой разницы площадей компенсируется действие усилия прижин и обеспечивается подача полного давления в тормозные !р камеры. Оттормаживание осуществляется повышением давления в полости 24. При этом следящий механизм перемещается вверх, отрывая седло 15 перепускного клапана 11 от седла 17 крьпики 4, и 5 сообщает тормозные камеры (полость 26) с атмсоферой через отверстие 19.

Торможение и оттормаживание по двухпроводной схеме отличается от описанного выше тем, что давление повы- 1о шается при торможении и понижается при оттормаживании в полости 23, а отверстие 28 при этом заглушают.

Воздухораспределитель второго варианта исполнения (фиг. 2) состоит иэ корпуса 1 с перегородкой 2 и двух крышек 3 и 4. Внутри корпуса 1 расположен следящий механизм, состоящий иэ штока 5, проходящего через аксиаль= ное отверстие в перегородке 2 и жестко связанного с поршнями 6 и 7 при помощи двух сегментных полуколец 9, фиксируемых от выпадания шайбой 29 и стопорным кольцом 30.

Первый поршень 7 постоянно ориентируется вверх возвратной пружиной 10.

В центральной расточке нижней крышки

4 установлен подпружиненный перепускной клапан 11, тело которого имеет уплотнение по цилиндрической поверхности. Клапан 11 содержит уллотнительное кольцо 12, фиксируемое на клапане с шайбой 13.

На уплотнительной кольце 12 перепускного клапана 11 выполнены коль певые седла 14 и 15, которые взаимодействуют при работе воэдухораспределителя соответственно с седлом 3 1 на крышке 4 и с седлом 32 на штоке S.

Внутренняя полость 18 клапана 11 постоянно сообщена с атмосферой через отверстие 19. Перепускной клапан ll под воздействием пружины 20 прижат кольцевым седлом 14 к седлу 31 на крьпцке 4. В штоке 5 выполнено отверстие 28, постоянно сообщающее полость

23 с полостью 18 клапана.

Полость 23 воздухораспределителя сообщена с магистралью управления (при работе воздухораспределителя по двухпроводной схеме, когда воздухораспределитель выполняется и беэ отверстий 28 в штоке 5), полость 24 - с соединительной магистралью (питающей), полости 25 и 33 — с ресиверами прицела, полость 26 — с тормозными камерами, полость 27 — с атмосферой.

В отторможенном состоянии следящий механизм находится в крайнем верхнем положении под воздействием пружин 10, Сжатый воздух поступает в полости 24 и 25. При торможении (по однопроводной схеме) давление в полости 24 понижается.

После дости кения перепада давлеМ%я, необходимого для преодоления трения и усилия пружины 10, следящий механизм начинает перемещаться. Седло 32 штока

5 садится на седло 15 клапана 11, раэобщая полость 26 тормозных камер от полости 18, связанной с атмосферой

25 через отверстие 19.

При дальнейшем перемещении следящего механизма седло i.4 отр явается от седла 13 крышки 4, а подведенное давление в полость 33 от ресиверов прицепа

50 через зазор между отверстием в крышке и штоком поступает в полость 26 тормозных камер. Со стороны тормозных камер сжатый воздух воздействует на площадь поршня 6 беэ площади седла 14.

Со стороны ресивера (полость 25) воздух воздействует на площадь,. равную разности плошадей поршня 6 и штока 5, имеющего уплотнительное кольцо. Поскольку седло 15 выполнено больше, lp чем,диаметр штока 5, то плошадь Fy, воспринимающая давление ресивера, больше площады Fy, воспринимающей давление тормозных камер (полость 26).

За счет той разницы площадей компенсируется действие пружин и обеспечивается подача полного давления в тормозные камеры. Оттормаживание осуществляется повышением давления в. полос1и 24. При этом следящий механизм перемещается вверх, отрывая седло 15 от штока и его седла 32, полость 26 сообщается с атмосферой.

Использование предлагаемого воэдухораспределителя позволяет обеспечить

55 более эффективное торможение автопоеэда и повысить безопасность движения.

Формула изобретения

Воздухораспределнтель, преимущественно для тормозной системы прицепа, содержащий корпус с торцовыми крышками и перегородкой, разделяющей его на две камеры, в которых установлены поршни следящего механизма, соединенные между собой штоком, проходящим через отверстие в перегородке, между первой торцовой крышкой и первым поршнем образована полость управлякмцего давления, между первым поршнем и перегородкойполость питающего давления, между пе- 1р регородкой и вторым поршнем - полость, подключаемая к ресиверу прицепа, а между вторым поршнем и второй торцовой крышкой — полость, подключаемая к тормозным камерам, причем последняя полость подключена посредством перепускного клапана, имеющего два концентричных седла и внутреннюю полость, к полости, подключаемой к ресиверу, и к сообщенному с атмосферой отверстию, выполненному во второй торцовой крышке, а в штоке выполнено сквозное осевое отверстие, о т л ич а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения эффективности воэдухораспре908635 8 делители при использовании его в однопроводной тормозной системе прицепа путем обеспечения подачи полного давления от ресивера к тормозным камерам,,внутренняя полость перепускного клапана постоянно связана со сквозным отверстием штока и с сообщенным с атмосферой отверстием во второй торцовой крышке, центральное кольцевое седло перепускного клапана выполнено большего диаметра, чем шток, а величины рабочих плошадей второго поршня при торможении выбраны иэ соотношения

Fg

711

1 где Fq - рабочая,:плошадь второго поршня со стороны полости, подключаемой к ресиверу;

F< - рабочая плошадь второго поршня со стороны полости, подключаемой к тормозным камерам.

Источники информации, принятые во внимание пря экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 459370, кл. В 60 Т 15/36, 1970.

73

Щиг. Я

Составитель С. Макаров

Редактор И. Михеева Техред A. Бабинепь Корректор A. Дзятко

Заказ 7 13/ 19 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Воздухораспределитель Воздухораспределитель Воздухораспределитель Воздухораспределитель Воздухораспределитель Воздухораспределитель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к воздухораспределителям для тормозных систем прицепов

Изобретение относится к автомобилестроению , в частности к пневматическим вспомогательным тормозным системам
Наверх