Механизм блокировки вращающегося вала

 

1. МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА, содержащий корпус, зубчатую звездочку, закрепленную на валу, стопорный рычаг, вводимый в зацепление с зубьями звездочки, соединенный с управляющим устройством, огличаюы ийся тем, что, с целью облегчения управления и повышения надежности путем разгрузки рычага управления от изгибающих усилий, он снабжен дополнительным валом, установленным параллельно основному валу и связанным с ним зубчатой передачей, и дополнительной зубчатой звездочкой, установленной на дополнительном валу в плоскости вращения основной зубчатой звездочки, а стопорный рычаг выполнен подпружиненным , П-образным, расположен в плоскости вращения зубчатых звездочек с возможностью взаимодействия с обеими звездочками под действием пружины и связан средней частью с управляющим устройством. 2.Механизм по п. 1, отличающийся тем, что на концах П-образного стопорного рычага установлены с возможностью вращения тела качения. 3.Механизм по п. 1, отличающийся тем, что упорные поверхности зубчатых звездочек расположены симметрично под рав (Л ными углами, не превышающими угла трения качения тел качения по указанным пло щадкам зубчатых звездочек, относительно оси симметрии П-образного рычага.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

Ф|ПЮ

РЕСПУБЛИН

4 В 60Т 106 (21) 3628908/27-11 (22) 27.07.83 (46) 07.03.85. Бюл. № 9 (72) Б. С. Фарбер (71) Винницкое областное производственное. объединение грузового автотранспорта (53) 629.113-59 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 299394, кл. В 60 Т 1/06, 1971. (54) (57) 1. МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ

ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА, содержащий корпус, зубчатую звездочку, закрепленную на валу, стопорный рычаг, вводимый в зацепление с зубьями звездочки, соединенный . с управляющим устройством, отличающийся тем, что, с целью облегчения управления и повышения надежности путем разгрузки рычага управления от изгибающих усилий, он снабжен дополнительным валом, установленным параллельно основному валу и свя, SU 1143631 А занным с ним зубчатой передачей, и дополнительной зубчатой звездочкой, установленной на дополнительном валу в плоскости вращения основной зубчатой звездочки, а стопорный рычаг выполнен подпружиненным, П-образным, расположен в плоскости вращения зубчатых звездочек с возможностью взаимодействия с обеими звездочками под действием пружины и связан средней частью с управляющим устройством.

2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что на концах П-образного стопорного рычага установлены с возможностью вращения тела качения.

3. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что упорные поверхности зубчатых звездо- Я чек расположены симметрично .под равными углами, не превышающими угла трения качения тел качения по указанным площадкам зубчатых звездочек, относительно оси симметрии П-образного рычага.

1143631

Изобретение относится к механизмам блокировки вращающегося вала, например, транспортных средств.

Наиболее близким к изобретению является механизм блокировки вращающегося вала, содержащий корпус, зубчатую звездочку, закрепленную на валу, и стопорный рычаг, соединенный с управляющим устройством (1) .

Недостатком известного устройства. является сложность расфиксации застопоренного вала в случае приложения к последнему вращающего момента. При блокировке вращающегося вала на зуб поворотного рычага действует большое окружное усилие, которое усложняет расфиксацию застопоренного вала, для чего требуется приложить значите.".ьное усилие.

Цель изобретения — облегчение управления и повышение надежности путем разгрузки рычага управления от изгибающих усилий.

Указанная цель достигается тем, что механизм блокировки вращающегося. вала, содержащий корпус, зубчатую звездочку, закрепленную на валу, стопорный рычаг, вводимый в зацепление с зубьями звездочки, соединенный с управляющим устройством, снабжен дополнительным валом, установленным параллельно основному валу и связанным с ним зубчатой передачей, и дополнительной зубчатой звездочкой, установленной на дополнительном валу в плоскости вращения основной зубчатой звездочки, а стопорный рычаг выполнен подпружиненным, П-образным, расположен в плоскости вращения зубчатых звездочек с" воз,@можностью взаимодействия с обеими звездочками под действием пружины и связан средней частью с управляющим устройством.

При этом на концах П-образного стопорного рычага установлены с возможностью вращения тела качения.

Кроме того, упорные поверхности зубчатых звездочек расположены симметрично под равными углами, не превышающими угла трения качения тел качения по указанным площадкам зубчатых звездочек, относительно оси симметрии П-образного рычага.

На чертеже схематически изображен механизм блокировки вращающегося вала во фронтальной плоскости.

В корпусе 1 установлены основной вал 2 и параллельно ему дополнительный вал 3.

На валах 2 и 3 жестко закреплены зубчатые звездочки 4 и 5 соответственно. Кроме ого, на валах 2 и 3 жестко установлены зубчатые шестерни 6 и 7, введенные в зацепление. В плоскости зубчатых звездочек установлен П-образный стопорный рычаг 8, к которому Т-образно прикреплен второй ры5

4S

55 чаг 9, соединенный с приводом 10 управле-, ния. На концах П-образного стопорного рычага 8 установлены с возможностью вращения тела 11 и 12 качения. Упорные площадки 13 и 14 зубчатых звездочек 4 и 5 соответственно расположены под равными углами, не превышающими угла трения тел

11 и 12 качения по упорным площадкам

13 и 14, относительно продольной оси Т-образного рычага 9. Привод 10 управления через блок 15 управления соединен с источником 16 питания (блок 15 управления в простейшем случае представляет собой рубильник) . Привод 10 управления выполнен в виде соленоида, содержащего корпус 17 и сердечник 18, подпружиненный возвратной пружиной 19, и закрытого крышкой корпуса 20.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении напряжение питания от источника 16 питания через блок

15 управления подается на привод 10 управления. При этом сердечник 18 соленоида втягивается и П-образный рычаг 8 выводится из соприкосновения с зубчатыми звездочками 4 и 5. Основной вал 2, а вместе с ним и дополнительный вал 3 свободно вращаются синхронно навстречу один другому (против часовой и по часовой стрелке соответственно). При необходимости заблокировать вращающийся вал 2 с IIQMolliblo блока 15 управления отключают источник

16 питания от привода 10 управления. Привод 10 управления обесточивается и возвратная пружина 19 выталкивает сердечник

18, который толкает Т-образный рычаг 9, а вместе с ним и П -образный рычаг 8 вправо (направление показано стрелкой) и вводит его,в зацепление с зубчатыми звездочками 4 и 5. При этом П-образный рычаг 8 с телами 11 и 12 качения упирается в упорные площадки 13 и 14 зубчатых звездочек

4 и 5 соответственно. (Для простоты на чертеже изображено только по одному зубу, пазу, зубчатых звездочек 4 и 5). В местах контакта тел 11 и 12 качения П-образного рычага 8 с упорными площадками 13 и 14 зубчатых звездочек 4 и 5 возникают окружные усилия Р и Р вследствие того, что упорные площадки 13 и 14 зубчатых звездочек 4 и 5 расположены симметрично под равными углами относительно продольной оси Т-о6разного рычага 9, вертикальные составляющие Р „и Р сил Р и Р направлены одна к другой и взаимно уничтожаются. В результате Т-образный рычаг

9 управления разгружается от изгибающих усилий. А так как углы наклона упорных площадок 13 и 14 не превышают угла трения качения тел ll и 12 качения по упорйым площадкам 13 и 14 зубчатых звездочек 4 и 5 относительно продольной оси Т-об1143631

77 7,7

Составитель Ю. Гуляев

Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор И. Муска

Заказ 830/16 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 разного рычага, то расфиксация вала 2 из заблокированного положения значительно облегчается. Для этого достаточно подать напряжение от источника 16 питания на привод 10 управления, и система переходит в исходное состояние. При последук>щей блокировке вращающегося вала 2 весь процесс повторяется.

Применение изобретения позволит значительно облегчить расфиксацию застопоренного вала, что даст возможность для тех же целей применять значителвно менее

5 мощный привод — энергозатраты привода управления уменьшатся на 47%, а металлоемкость — на 21%.

Механизм блокировки вращающегося вала Механизм блокировки вращающегося вала Механизм блокировки вращающегося вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дисковым тормозам автомобилей и, в частности к узлу дисковых тормозов, который содержит фрикционный элемент и пружину

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к колесам с дисковым тормозом, и может найти применение в авиационной промышленности

Изобретение относится к транспортному машиностроению и конкретно касается сцепления транспортного средства

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к компоновке органов торможения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стояночных тормозах транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в области автомобилестроения и авиастроения

Изобретение относится к элементам колесных тормозов транспортных механизмов, преимущественно автомобилей, в частности суппортов тормозных колодок колесных тормозов, выполненных как раздельно, так и совместно с опорными и грязезащитными дисками, а также суппортов дисковых тормозов
Наверх