Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК. Ц 1676843 А1 (si)s В 60 К 7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1„

+"." ° ..|%"gc,";

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ .г

Изобретение относится к машиностроению и мажет быть использовано в транспортных средствах.

Целью изобретения является повышение долговечности и надежности работы привода в момент пуска.

На фиг.1 показана муфта включения с элементами гидропривода, разрез; на фиг,2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 — типовые графики изменения давления Р (t) и угловой скорости вала гидромотора p(t) в процессе разгона гидромотора от НВсосНо-аккумуляторного гидропривода.

Муфта состоит иэ ведущей полумуфты 1 с торцовыми кулачками 2, жестко установленной на валу гидромотора 3 и впрессованной в герметичный корпус 4. Ведомая (21) 4456631/11 (22) 08,07.88 (46) 15.09.91, Бюл. hh 34 (71) Краматорский индустриальный институт (72) В.М.Сибогатов (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1588576, кл. В 60 К 17/00, 26,04.89. (54) МУФТА ВКЛЮЧЕНИЯ ПРИВОДА ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

-(57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах. Целью изобретения является повышение надежности работы и привода в момент пуска. Муфта состоит из ведущей полумуфты 1 с торцовыми кулачками 2, жестко установленной на валу гидромотора и впрессованной в герметичный корпус 4, и ведомой полумуфты 5, установленной на валу 6 транспортного средства.

Механизм включения выполнен в виде гидрацилиндра со штоком 8, взаимодействующим с охватывающей втулкой 9, снабженной возвратной пружиной 10. Охватывающая втулка 9 взаимодействует с охватываемой втулкой 13 через внутреннюю профильную канавку 11 и шарики 12, размещенные в радиальных отверстиях 14 втулки

13 и контактирующие с боковой поверхностью 15 ступенчатого валика 16, жестко связанного с корпусом 18 транспортного средства, Втулка 9 жестко связана с вилкой

19 управления. Полумуфта 1 и ее корпус 4 установлены в корпусе 18 на подшипниках

20. Охватываемая втулка 13 снабжена возвратной пружиной 21. Пружины 10 и 21 обеспечивают отключение муфты. Ведомая полумуфта 5 снабжена промежуточным элементом зацепления 22 лопаточного типа с рядом осевых отверстий 24, размещенным в ее диаметральном пазе 23. На внутренней боковой поверхности 27 герметичного корпуса

4 выполнены канавки 28 переменного сечения. Герметичная полость 29 заполнена жидкостной средой, В ведущей полумуфте

1 в радиальном, ориентированном относительно кулачков 2 пазу 30 расположены пластины 31, поджимаемые пружинами к центру полумуфть и взаимодействующие с профильным выступом 33 центрального валика 25, выполненного за одно целое с ведомой полумуфтой 5. В систему питания гидромотора и гидроцилиндра включен гаэогидравлический аккумулятор 35. 4 ил, 1676843

35

4 полумуфта 5 установлена на валу 6 колеса транспортного средства, Механизм включения выполнен в виде гидроцилиндра 7 со штоком 8, взаимодействующим с охватыва щей втулкой 9, снабженной возвратной ружиной 10. Охватывающая втулка 9 через нутреннюю профильную канавку 11 и шарики 12 взаимодействует с охватываемой втулкой 13, Шарики 12 размещены в радиальных отверстиях 14 охватываемой втулки

13 и взаимодействуют с боковой поверхностью 15 ступенчатого валика 16, имеющего проточку со скосом 17 и жестко связанного с корпусом 18 транспортного средства. Охватывающая втулка 9 также жестко связана, с вилкой 19 управления. Полумуфта и ее, корпус 4 установлены в корпусе 18 на подшипниках 20, Охватываемая втулка 13 снаб,жена возвратной пружиной 21. Пружины 10 и 21 обеспечивают отключение муфты.

Ведомая полумуфта 5 снабжена проме.жуточным элементом 22 зацепления лопа,точного типа. размещенным в ее диаметральном пазе 23, выполненным с рядом осевых отверстий 24 в лопатке. Промежуточный элемент зацепления 22 выполнен за одно целое с центральным валиком 25, размещенным одновременно в ведомой 5 и ведущей 1 полумуфтвх, и взаимодействует через толкатели 26 с вилкой управления 19, На внутренней боковой поверхности 27 герметичного корпуса 4 выполнены канавками,28 переменного сечения. Канавки-28 имеют наибольшее сечение на диаметре,, перпендикулярном оси симметрии кулачков

2 ведущей полумуфты 1, и наименьшее се, чение — непосредственно у кулачков 2. Герметичная полость 29 между полумуфтами заполнена жидкостной средой.

В ведущей полумуфте 1 в радиальном ориентированном относительно кулачков 2 пазу 30 расположены пластины 31, поджимаемые пружинами 32 к центру полумуфты

1 и взаимодействующие с профильным выступом 33 на торце центрального валика 25, выполненного за одно целое с ведомой полумуфтой 5, Промежуточный элемент зацепления 22 снабжен возвратной пружиной 34, В систему питания гидромотора 3 и гидроцилиндра 7 установлен газогидравлический аккумулятор 35.

Муфта работает следующим образом, При отсутствии давления в гидросистеме пружины, 10 и 21 удерживают шток 8 гидроцилиндра 7, вилку управления 19 и промежуточный элемент 22 в крайнем положении, при котором муфта выключена. При подаче жидкости под давлением в гидромотор 3 и гидроцилиндр 7 происходит разгон гидромотора и процесс включения муфты одновременно, Подвижный в осевом направлении промежуточный элемент 22 под действием вилки управления 19 через толкатели 26 начинают движение к кулачкам 2 ведущей вращающейся полумуфты 1, При этом охватывающая 9 и охватываемая 13 втулки будут двигаться вместе с вилкой управления 19 как одно целое, Такое движение будет обеспечиваться за счет того, что шарики 12, будучи размещенными в радиальных отверстиях 14 охватываемой втулки

13, на этом этапе движения взаимодействуют одновременно с профильной канавкой

11 втулки 9 и со ступенью большего диаметра ступенчатого валика 16. Параметры возвратных пружин 10 и 21 (их жесткости, а также величины предварительных деформаций) подобраны таким образом, чтобы промежуточный элемент 22 переместился в сторону ведущей полумуфты 1 на величину начального зазора Лза время ti, при котором вал гидромотора 3 будет разогнан до значения угловой скорости установившегося движения, которую обеспечивает гидросистема (графики на фиг.4). После перемещения системы (промежуточный элемент 22 — вилка 19 — охватывающая втулка 9 — охватываемая втулка 13) на величину начального зазора Л шарики 12, находясь в радиальных отверстиях 14 охватываемой втулки 13 и перемещаясь вместе с ней относительно неподвижного ступенчатого валика 16, подойдут к его проточке со скосом 17, Так как усилие от гидроцилиндра 7 приложено к охватывающей втулке 9, то произойдет расцепление втулок 9 и 13, а шарики 12 окажутся в проточке со скосом 17 валика 16 и в радиальных отверстиях 14 охваты ваемой втулки 13. Охватываемая втулка 13 остановится, а охватывающая втулка 9 и вместе с ней промежуточный элемент 22 получат ускоренное движение в сторону ведущей полумуфты 1, Ускорение движения обеспечивается эа счет того, что жесткость пружины 10 втулки 9 намного меньше жесткости пружины 21 втулки 13.

Однако ускоренное движение промежуточного элемента 22 в позицию зацепления с кулачками 2 ведущей полумуфты 1 станет возможным лишь тогда, когда профильный выступ 33 валика 35 попадает в пространство между подпружиненными пластинами

31, размещенными в ведущей полумуфте 1.

Взаимная ориентация профильного выступа 33 промежуточного элемента 22 и радиального паза 30 с пластинами 31 такова, что начало ускоренного движения (основного процесса включения муфты) будет совпадать с тем положением, когда кулачки 2 ве1676843

10

25

35

50 дущей полумуфты 1 будут проходить над лопаткой промежуточного элемента 22. Далее при повороте ведущей полумуфты 1 на угол, равный углу раствора между кулачками 2, происходит осевое перемещение элемента 22 на величину высоты кулачков 2, Вытесняемая при осевом перемещении промежуточного элемента 22 жидкостная среда через осевые отверстия 24 перетекает в камеру, образующую за элементом 22 при его движении, а вытесняемая при вращении ведущей полумуфты 1 жидкостная среда перетекает из зон повышенного дав ления в зоны низкого давления через канавки 28 переменного сечения

Параметры системы и дбираются таким образом, чтобы при повороте полумуфты 1 на угол, не превышающий 90О, элемент

22 в осевом направлении переместился на высоту кулачков 22, Затем происходит скольжение элемента 22 по дну полумуфты

1 между кулачками 2, при этом жидкость вытесняется через дуговые канавки 28, сечение которых по направлению к кулачкам

2 постепенно уменьшается. Рост величины давления жидкостной среды в пространствах между кулачками 2 и элементом 22 приводит к началу вращения ведомой полумуфты, а вместе с ней к движению транспортного средства, Это происходит под действием запаса кинетической энергии ведущей палумуфты 1, выполненной за одно с корпусом 4, который одновременно является и маховиком, и под действием момента, развиваемого гидромотором. При этом происходит выравнивание угловых скоростей ведущей и ведомаи полумуфт.

При правильно выбранных параметрах муфты касание поверхностей элемента 22 с боковыми поверхностями кулачков 22 происходит практически с нулевой относительной скоростью, что обеспечивает плавность включения (пуска) и повышает надежность и долговечность муфты в целом.

Конструкция муфты реверсивная, T.е, обеспечивает включение в обе стороны вращения вала гидрамотора 3.

Параметры всей системы (насосно-аккумуляторный привод — гидрамотор — гидроцилиндр включения — гидроимпульсная муфта включения) подбираются такими, чтабы обеспечивалось включение муфты в тот момент времени (тц), когда оканчивается цикл зарядки — разрядка аккумулятора 35 (график на фиг.4). В этот момент времени вал гидромотора 3 за счет дополнительной работы аккумулятора 35 получит максимальное значение угловой скорости.

Затем при новом включении муфты весь цикл снова повторяется в установленном порядке.

Формула изобретения

Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства. содержащая ведущую кулачковую палумуфту, установленную на валу гидромотора, и ведомую floлумуфту, установленную на оси ведущего колеса, механизм включения в виде гидроцилиндра, взаимодействующего с вилкой управления через охватывающую и охватываемую подпружиненные втулки, связанные между собой шариковым замком, устройство ориентации при включении кулачков муфты в виде размещенных в ведущей полумуфте пластин,. взаимодействующих с профильным выступом ведомой полумуфты, и газагидравлический аккумулятор, установленный в линию питания гидраматара и гидроцилиндра, о тл и ч а ю щ а я с я тем, чта, с целью повышения надежности аабаты привода в момент пуска, ведущая и ведомая полумуфты ломещены в герметичный корпус в виде маховика, жестко связанный с ведущей полумуфтой, а ведомая полумуфтг снабжена промежуточным элементом зацепления лопаточного типа, размещенным в ее диаметральном пазу, выполненным с рядам осевых отверстий в лопатке и за одно целое с центральным валиком, размещечным одновременна в ведомой и ведущей полумуфтах, и взаимодействующим через талкатели с вилкой управления и через профильный выступ с устройством управления геометрией взаимодействия, причем на внутренней боковой поверхности герметичногс корпуса выполнены канавки переменного сечения, которое имеет наибольшее значение на диаметре, перпендикулярном оси симметрии кулачков ведущей полумуфты и наименьшее — непосредственна у кулачков, а герметичная полость между полумуфтами заполнена жидкостной средой, 1676843 г

ro

Ц

17

1

07., .1676843

Б- Б

Ы

+us. 3 зарядки-разрядкц аагуиуляпарц

Составитель С.Белоусько

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор H. Король

Редактор Н.Горват

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 3072 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для перемещения объектов с использованием энергии текучей среды, и может быть применено в транспортных, подъемных и других подобных машинах

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к машинам специального назначения, а именно к моторколесам

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к расположению электродвигателя в его ведущих колесах и прежде всего к системе охлаждения элементов мотор-колеса

Изобретение относится к промышленному транспорту, а именно к грузовым тележкам с ведущими ходовыми колесами

Изобретение относится к приводам машин и может быть использовано в трансмиссиях мобильных машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к управляемым мостам транспортных, строительных и дорожных машин, преимущественно к автогрейдерам

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано в качестве колеса или ведущей звездочки в ходовой части колесных или гусеничных машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к области энергомашиностроения
Наверх