Дисковый тормоз

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК. Ж „„1708163 АЗ (st)s F 16 0 55/224

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

K ПАТЕНТУ пакет тормозных дисков 3 и 4, выполнена в виде образующих окно траверс (T) 15 и 16, размещенных по обе стороны пакета в осевом направлении, и рычагов (P) 17 и 18, размещенных по периферии пакета, а также

P 24, расположенного с внешней стороны окна с возможностью поворота вокруг очи

25 на Т. 16. Р 24 соединен концом 50 с Т15 посредством средств жесткого беззазорного соединения, установленных на скобе 10 и

P 24. Ось 25 может быть выполнена в виде болта и зксцентрикового узла, установлен-, ного на нем, На Р 24 может быть установлена плоская пружина, отжимающая фрикционные элементы радиально внутрь.

Благодаря наличию поворотного Р 24 обеспечивается доступ к фрикционным элементам при необходимости их удаления. 10 з.п.ф-лы, 9 ил.

47

18

12

55

47 (21) 3759431/27 (22) 12.07.84 (31) 8311664 (32) 13.07,83 (33) FR (46) 23.01.92. Бюл. N 3 .(71) Сосьете Аноним Д.Б.А, (FR) (72) Жан Жак Карре и Ги Мейнье (FR) (53) 62-592.117 (088.8) (56) Патент Франции М 2409423, кл. F 16 0 69/04, 1979. (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозах автомобилей. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем повышения ремонтопригодности и увеличения жесткости скобы, Для этого подвижная скоба 10, охватывающая

П ф

22

12

18

27 фЯ

Ю

20 ющийся пакет 2 дисков состоит из двух . тормозных дисков 3 и 4, соединенных соот- 25 (фиг.2) из двух траверс 15 и 16, размещенных с обеих сторон s асевом направлении 40 пакета 2 и соединенных между собой по50

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дисковых тормозах автомобилей.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств путем повышения ремонтопригодности и увеличения жесткости скобы.

На фиг,1 изображен дисковый тормоз, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.4 — то же, вариант выполнения; на фиг.5 — разрез

Б — Б на фиг.2; на фиг.6 — разрез  — В на фиг,2; на фиг.7 — дисковый тормоз, вид сбоку; на фиг.8 — то же, вид сверху; на фиг.9— разрез à — Г на фиг.7.

Дисковый тормоз .(фиг.1 — 3) содержит присоединенный к неподвижной части автомобиля {не изображено) неподвижный суппорт 1, состоящий из плиты, расположенной в зоне вращающегося пакета 2 тормозных дисков, присоединенного к колесу автомобиля (не.изображено) с возможностью совместного с ним вращения. Вращаветственно со скользящей ступицей 5 и с неподвижной ступицей 6, с которой ступица

5 соединена с возможностью совместного вращения посредством шпоночного соединения 7, На неподвижном суппорте 1 посредством неподвижной опоры в виде двух расположенных на расстоянии одна от другой по окружности осевых штанг 8 и 9 установлена с возможностью скольжения подвижная скоба 10, охватывающая пакет.

Штанги 8 и 9 параллельны оси вращения пакета 2 и размещены в отверстиях 11 и 12 выступов 13 и 14 скобы 10. Скоба 10 состоит средством двух рычагов 17 и 18, расположенных аксиально на расстоянии один от другого по окружности по периферии пакета 2 с образованием между траверсами 15 и

16 и рычагами 17 и 18 радиального окна 19, в котором установлены с возможностью скольжения по рычагам 17 и 18 фрикционные элементы 20 -23, размещенные с каждой стороны дисков 3 и 4. Скоба 10 содержит также расположенный аксиально с внешней стороны окна 19 третий рычаг 24, установленный с воэможностью поворота вокруг оси, например, болта 25 на траверсе

16 и жестко закрепленный на траверсе 15 посредством средств жесткого беззазорного соединения 26. Указанные средства выполнены s виде расположенного на противоположном болту 25 конце третьего рычага 24 расцепляемого сцепного устрой5

20 ства, которое выполнено в виде расположенной на третьем рычаге 24 радиальной поверхности 2, взаимодействующей аксиально с радиальной поверхностью 27, выполненного на траверсе 15 углубления посредством эксцентриковзго узла, размещенного концентрично с осью поворота (болтом 25) третьего рычага 24. На рычаге 24 выполнена также тангенциальная поверхность 28, взаимодействующая с тангенциальной пОверхностью 29 углубления траверсы 15 в радиальном направлении с возможностью фиксации посредством резьбового соединения, а именно винта 30.

Зксцентриковый узел, установленный концентрично на болту 25, выполнен в виде установленной на болте 25 с цилиндрической поверхностью 31 втулки 32 с эксцентричным отверстием 33, неподвижно соединенной с болтом 25 в направлении вращения посредством шпонки 34, установленной в к;.навках на поверхности 31 и в отверстии 33, Своей наружной цилиндрической поверхностью 35 втулка 32 расположена в отверстии 36 третьего рычага 24 на его конце 37. Болт 25 входит поверхностью 31 в отверстия 38, выполненные в двух ушках 39, неподвижно прикрепленных к траверсе 16.

В указанном варианте на траверсе 16 установлен. сдвоенный силовой привод 40, каждая часть которого имеет отверстие 41 с установленным в нем с возможностью скольжения поршнем 42 с образованием камеры 43, соединенной с источником давления,, например главным тормозным цилиндром (не изображен).

Третий рычаг 24 может быть снабжен плоской пружиной 44, неподвижно закрепленной на нем посредством загнутых лапок

45 и имеющей лепестки 46, отжимающие фрикционные элементы 20 — 23 радиально. внутрь для обеспечения плотного их прилегания к рычагам 17 и 18. При этом затягивание винта 30 обеспечивает создание предварительной нагрузки на плоскую пружину 44 и, следовательно, на фрикционные элементы 20 — 23, Во втором варианте (фиг,7 — 9) подвижная скоба 10 состоит из двух траверс 15 и 16, соединенных друг с другом посредством рычагов 17 и 18. Последние представляют собой резьбовые стержни, прикрепленные посредством резьбовых элементов 47 с одной стороны к траверсе 15, а с другой — к траверсе 16, каждая из которых проходит через отверстия 11 и 12 в частях 48 и 49 суппорта 1, расположенных выше периферии дисков 3 и 4. Фрикционные элементы 20

- 23 вставлены между частями 48 и 49 с возможностью скольжения по ним (как по1708163

40 скобу 10 (без третьего рычага), а затем фрик-. 45

50 казано на фиг.7). Третий рычаг 24 проходит с внешней стороны окна 19 и жестко соединяет две траверсы 15 и 16. Конец рычага 24 содержит сцепное устройство в виде выступа 51, размещенного в углублении 52 траверсы 15. На выступе 51 и в углублении 52 выполнены в каждом радиальные 26 и 27 и тангенциальные 28 и 29 поверхности, взаимодействующие одни с другими. Второй конец 37 рычага 24 содержит эксцентриковый узел и плоскую пружину 44, аналогичные описанным выше.

Для устранения люфта может быть использована иная система (без эксцентрика), применяемая к первому вариант тормоза (фиг.1 — 3).

Внутренний конец 37 третьего рычага

24 в этом варианте установлен непосредственно на болте 25, возможно с использованием промежуточной соосной втулки (не изображена), а наружный конец 50 третьего рычага выполнен с внутренней опорной поверхностью 53, расположенной под углом менее 90 (например. 80О) к оси пакета 2 и взаимодействующей, возможно посредством клина (не изображен), с соответствующей наклонной поверхностью 54 траверсы

15 скобы. При этом указанные поверхности вводят в контакт одна с другой винтом 30, избыточная затяжка которого обеспечивает создание действующей на скобу осевой предварительной нагрузки, Как вариант возможно выполнение привода 40 одинарным отдельно от.траверсы

16. Третий рычаг 24 может быть шарнирно закреплен на траверсе 15 и замкнут на траверсе 16.

Рычаги 17 и 18 могут быть снабжены гофрированными чехлами 55 и 56 для защиты поверхностей скольжения

Тормоз в соответствии с первым вариантом (фиг.1 — 6) собирают следующим образом. Сначала на суппорт 1 устанавливают ционные Элементы 20 — 32, радиальная установка обеспечивается окном.19. Сначала устанавливают фрикционный элемент 20 между силовым приводом 40 и первичным диском 3, а затем через окно 19 устанавливают фрикционные элементы 21 и 22 между

:дисками 3 и 4. Последним вставляют фрикционный элемент 23 между диском 4 и траверсой 38. Затем устанавливают между ушками 39 траверсы 16 конец 37 рычага 24, Через отверстия 38 пропускают болт 25, следя при этом, чтобы шпонка 34 точно вошла в канавку болта 25. Затем ставят гайку (не изображена), не затягивая ее. Собранный рычаг 24 накидывают на траверсу 25 так, 5

30 чтобы его тангенциальная поверхность 28 прилегала к поверхности 29 траверсы 15, Путем поворота головки болта 25 поворачивают втулку 32, которая благодаря эксцентричности обеспечивает контакт радиальных поверхностей 26 и 27, после чего к эксцентрику прикладывают небольшой дополнительный крутящий момент для надежного сцепления радиальных поверхностей 26 и

27. После этого устанавливают винт 30, который зажимает конец 50 рычага 24 в требуемом положении относительно траверсы 25.

Затягивая затем. гайку болта 25 и фиксируя его от вращения, закрепляют конец 37 рычага 24 в этом положении, обеспечивая жесткое соединение между третьим рычагом и тра версой 16.

При необходимости удаления фрикционных элементов 20 — 23 нужно лишь ослабить болт 25, вывернуть винт 30 и, проворачивая рычаг 24 вокруг цилиндрической части 31 втулки 32, откинуть его, обеспечив доступ к фрикционным элементам

20 — 23, Тормоз по второму варианту (фиг.5 — 9) собирают следующим образом.

Сначала устанавливают на неподвижный суппорт 1 скобу 10 без рычага 24. Для этого посредством реэьбовых элементов 47 закрепляют в траверсе 15 рычаги 17 и 18 с чехлами 55. Затем рычаги 17 и 18 вставляют в отверстия 12 суппорта 1, устанавливают два других чехла 56.и надевают на рычаги 17 и 18 траверсу 16 с силовым приводом 40.

Затягивают гайки на резьбовых концах рычагов 17 и 18, после чего устанавливают фрикционные элементы 20 — 23, вводят их в радиальном направлении до упора в части

48 и 49 суппорта 1 и устанавливают собранный в описанном выше виде рычаг 24 с эксцентриковой втулкой 32, Поворачивая ее посредством болта 25, смещают конец 50 рычага 24 в направлении стрелки D (фиг.9) и располагают выступ 51 напротив углубления 52 в траверсе 38.

После этого конец 50 опускают по стрелке Е (фиг.9) и, поворачивая втулку 32 в противоположном направлении, смещают конец 50 рычага 24 в направлении, противоположном стрелке D, и вводят его в углубление 52, обеспечивая контакт радиальных 26 и 27 и тангенциальных 28 и 29 поверхностей конца 50 и рычага 24 и траверсы 15, Дополнительным поворотом болта 25 и предварительным нагружением пружины 44 обеспечивают надежное сцепление рычага

24 с траверсой 15 и затем контрят резьбовое соединение.

Снимают рычаг 24 в обратном порядке.

1708163

Формула изобретения

1, Дисковый тормоз, содержащий охватывающую пакет тормозных дисков и опирающуюся на неподвижную скобу, образованную двумя траверсами, разме- 5 щенными с обеих сторон в осевом направлении пакта дисков, и двумя рычагами, расположенными аксиально на расстоянии один от другого по окружности по периферии пакета дисков с образованием между 10 упомянутыми рычагами и траверсами радиального окна, в котором расположены фрикционные элементы, взаимодействующие с пакетом дисков и кинематически связанные с тормозным приводом, о т л и ч з ю щ и й- 15 с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем повышения ремонтопригодности и увеличения жесткости скобы, он снабжен третьим рычагом скобы, установленным аксиально с внешней сторо- 20 ны окна с возможностью поворота вокруг оси на одной иэ указанных траверс, и средствами для жесткого беззэзорного соединения третьего рычага с другой траверсой, ° установленными на скобе и на третьем ры- 25 чэге.

2. Тормоз no n.1, отличающийся тем, что средства для жесткого соединения выполнены в виде расположенного на конце третьего рычага, противоположном его 30 оси поворота, расцепляемого сцепного устройства, жестко соединяющего третий рычаг с другой траверсой.

3. Тормоз по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что он снабжен эксцентриковым 35 узлом, установленным кон центрично с осью поворота третьего рычага, 4. Тормоз по п.2 и 3, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что сцепное устройство выполнено в виде выступа третьего рычага с радиаль- 40 ной поверхностью, взаимодействующей аксиэльно с радиальной поверхностью, выполненного во второй траверсе углубления посредством эксцентрикового узла, и с тангенциальной поверхностью, взаимодей- 45 ствующей с тангенцизльной поверхностью указанного углубления с возможностью фиксации в радиальном направлении упомянутого конца траверсы.

5. Тормоз по п,2, о т л.и ч а ю шийся тем, ч го он снабжен резьбовым соединением для удержания указанных тангенциальных поверхностей третьего рычага и второй траверсы в контакте одна с другой.

6. Тормоз по п.5, о т.л. и ч à ю шийся . тем, что указанные тангенциальные поверхности выполнены наклонными с возможностью выборки зазора между третьим рычагом и скобой.

7, Тормоз по пп.1 — 6, отлича ющийс я тем, что он снабжен плоской пружиной для отжатия фрикционных элементов раздельно внутрь в направлении к траверсам с возможностью их скольжения в нормальном рабочем положении третьей траверсы.

8. Тормоз по пп.3 и 4, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что эксцентриковый узел выполнен в виде болта с цилиндрической частью, расположенной по крайней мере в одном отверстии, выполненном в первой траверсе, и имеющей канавку, в виде размещенной в канавке шпонки и в-виде цилиндрической втулки с эксцентричным отверстием, которая неподвижно закреплена в направлении вращения посредством шпонки, размещенной so второй канавке, выполненной в эксцентричном отверстии, и которая установлена своей наружной цилиндрической поверхностью в отверстии, выполненном в третьем рычаге.

9. Тормоз по пп.1 — 8, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что два первых рычага и две траверсы выполнены из одной моноблочной детали.

10. Тормоз по пп.1 — 8, о т л и ч а юшийся тем, что два первых рычага и две траверсы выполнены в виде раздельных элементов, соединенных посредством резьбы.

11. Тормоз по пп.1 — 10, о т л и ч а юшийся тем, что скоба установлена с возможностью осевого скольжения на неподвижной опоре, а тормозной привод встроен в одну из двух траверс, 1708163

1708163

1708163

Г-Г р г

ФЮЯ

Составитель Г, Кислов

Редактор Н. Лазаренко Техред М. Моргентал

Корректор О. Кравцова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 278 Тираж .Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.; 4/5

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тормозным дисковым системам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к клещевым тормозным механизмам транспортных средств с подвижными тормозными колодками, прижимаемыми к аксиально-неподвижному вращающемуся тормозному диску

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к дисковым тормозам, и может быть использовано в тормозных системах транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению , касается дискового тормоза с плавающей скобой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в автомобильных тормозных устройствах

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в тормозных системах автотранспортны.х средств

Изобретение относится к дисковым тормозным устройствам для автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может применяться в качестве тормоза в устройстве для сборки и последующей обработки деталей автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам, имеющим плавающий или скользящий суппорт

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам привода дисковых тормозов транспортных средств

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к зажимным тормозам

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к встроенным блокам для создания тормозного усилия на колесных парах рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным механизмам с подвижными в осевом направлении колодками, прижимаемыми к вращающемуся диску
Наверх