Ходовая часть транспортного средства

 

Изобретение относится к колесно-гусеничным движителям внедорожных машин. Цель - повышение эффективности при колебаниях нагрузки на движитель. Достигается это изменением в функции нагрузки вылета плеч балансира, несущего расположенные по обе стороны пневматического колеса 1 опорные катки 2 и 3, а также натяжения охватывающей колесо и катки гусеничной эластичной ленты 5. G этой целью выполненное из двух телескопически соединенных частей 20 и 18 плечо, несущее передний каток 2, снабжено тягой 27 регулируемой длины, кинематически связывающей выдвижную часть 20 этого плеча с поворотной частью 19 плеча, несущего задний каток 3, выдвижная часть 21 которого подпружинена пружиной 24 во внешнем направлении . Поворотные части 18 и 19 плеч балансира сочленены посредством втулок 16 и 17 на оси 15, прикрепленной к колесу. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю В 62 0 55/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4758215/11 (22) 13.11,89 (46) 15.04.92, Бюл. N. 14 (71) Белорусский политехнический институт (72) П.B.Çåëåíûé, В.В.Гетман, В.П.Бойков и

B.Ä.Ïèùàëî (53) 629.11.012 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1556992, кл. В 62 D 55/04, 1988. (54) ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к колесно-гусеничным движителям внедорожных машин.

Цель — повышение эффективности при колебаниях нагрузки на движитель. Достигается это изменением в функции нагрузки

Изобретение относится к движителям внедорожных транспортных средств.

Цель изобретения — повышение эффективности при колебаниях нагрузки.

На фиг, 1 изображена кинематическая схема ходовой части при виде сбоку; на фиг.

2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — то же, при выполнении подпружиненными обеих плеч балансира и регулируемой тяги их связывающей; на фиг. 4 — альтернативный вариант ходовой части с теми же функциональными возможностями, что и первый, на фиг. 5— эпюры опорных давлений ходовой части на сминаемый грунт. Ходовая часть содержит основное пневматическое колесо 1, дополнительные опорные катки 2 и 3, расположенные по обе стороны основного колеса в продольно-вертикальной плоскости 4. Колесо и катки охвачены замкнутой эластичной гусеничной лентой 5. На внешней поверхности гусенич-. ная лента содержит грунтозацепы по типу

„, Ы2 „„1726307 А1 вылета плеч балансира, несущего расположенные по обе стороны пневматического колеса 1 опорные катки 2 и 3, а также натяжения охватывающей колесо и катки гусеничной эластичной ленты 5. С этой целью выполненное из двух телескопически соединенных частей 20 и 18 плечо, несущее передний каток 2, снабжено тягой 27 регулируемой длины, кинематически связывающей выдвижную часть 20 этого плеча с поворотной частью 19 плеча, несущего задний каток 3, выдвижная часть 21 которого подпружинена пружиной 24 во внешнем направлении. Поворотные части 18 и 19 плеч балансира сочленены посредством втулок

16 и 17 на оси 15, прикрепленной к колесу.

5 ил. протектора тракторных или автомобильных внедорожных шин, условно изображенные на схемах тонкой линией 6. По краям ленты с внутренней стороны выполнены ограничители 7 и 8 для фиксации ленты в поперечном направлении от сваливания при движении.

Поверхность ленты между упорами имеет покрытие повышенной износостойкости и фрикционными свойствами для сцепления с протектором 9 шинь. 10 основного колеса.

Шина посажена на сплошной обод 11, образуя герметичную полость 12 для воздуха.

Несущий обод диск 13 прикреплен к ведущей полуоси 14, установленной в остове транспортного средства с возможностью вращения.

С противоположной стороны к диску прикреплена ось 15для крепления переднего 2 и заднего 3 катков. Это крепление осуществлено посредством двух концентрично посаженных на ось 15 втулок 16 и .17, несущих плечи балансира, связывающего катки

1726307 между собой и колесом. Каждое плечо выполнено из двух телескопически сочлененных и зафиксированных от относительного проворачивания подвижных в осевых направлениях частей. Одни из этих частей, охватывающие 18 и 19, прикреплены к упомянутым концентричным втулкам 16 и 17, а вторые, охватываемые 20 и 21,несут оси 22 и 23 катков. Охватываемая выдвижная часть

2 сзади расположенного плеча балансира, несущая ось заднего катка 3, подп ружинена относительно охватывающей ее поворотной части 19 этого плеча во внешнем направлении. Обеспечивающая эту упругую осевую связь пружина 24 одним торцом упирается в упор 25 на выдвижной части 19 плеча, а. вторым — в подвижной упор 26, выполненный например, в виде гайки.

Второе плечо, согласно варианту ходовой части (фиг. 1 и 2), имеет аналогичное решение,.однако подпружинивание его частей 20 и 18 друг относительно друга отсутствует. Но зато выдвижная часть 20 этого плеча кинематически связана с поворотной частью 19 второго плеча. В частности, эту связь можно реализовать посредством тяги

27 регулируемой длины, одним концом шарнирно соединенной непосредственно с выдвижной частью 20 переднего плеча, а вторым — с поворотной частью 19 второго плеча посредством консоли 28, прикрепленной к внешней концентричной втулке 16.

Поворотная часть 18 переднего плеча балансира прикреплена непосредственно к внутренней концентричной втулке 17 устройства.

Дальнейшим совершенствованием устройства является подпружинивание также впереди расположенного плеча балансира пружиной 29, одним концом упирающейся в гайку 30, а вторым — в гайку 31 через проставку 32 (фиг. 3), Тяга регулируемой длины также может содержать подпружинивающей элемент 35, расталкивающий ее телескопически соединенные части 33 и 34, причем один конец пружины опирается на гайку 36, предназначенную для регулирования длины тяги. B остальном конструкция движителя не отличается от представленной на фиг. 1 и 2.

Несколько по иному осуществлена связь подвижной части 37 переднего плеча балансира с поворотной частью 38 его заднего плеча в устройстве ходовой части, схематично представленной на фиг. 4. Здесь подвижная часть 37 выполняет целиком роль переднего плеча, состоит из двух телескопически соединенных частей, раздвигаемых пружиной 39, опирающейся на гайки 40 и 41, и установлена на внутренней концентричной, втулке 42 с возможностью осевого пеоемещения в направляющей 43, не допускающей его проворачивания. Верхний конец подвижной 37 части переднего плеча

5 балансира шарнирно связан тягой 44 регулируемой длины с консолью 45, прикрепленной также, как и поворотная часть 38 переднего плеча балансира, к внешней концентричной втулке 46, В остальном конст10 рукция этого варианта ходовой части аналогична описанным техническим решениям.

На фиг. 5 обозначены также вылеты плеч балансира 47 и 48, эпюра давлений 49, 15 поверхность грунта 50, дно колеи 51.

Ходовая часть работает следующим образом.

Опираясь на грунт, ходовая часть обеспечивает распределение давлений между

20 основным 1 и дополнительными опорными катками 2 и 3, Характер этого распределения позволяет регулировать тяга 27, При ее удлинении опорные катки 2 и 3 воспримут большую часть нагрузки, разгрузив шину ко25 леса и наоборот. При этом также будет иметь место натяжение гусеничной ленты 5 в прямой зависимости от воспринимаемой.

С увеличением натяжения заднерасположенный каток 3 будет приближаться к коле30 су 1 вследствие сжатия пружины 24, а передний каток 2 будет удаляться от колеса

1, поскольку несущая его выдвижная часть

20 плеча балансира будет выталкиваться тягой 27. Такой эффект, т.е. приближение за35 днего катка 3 и удаление переднего катка 2, будет иметь место не только при регулировании длины тяги 27, но и при увеличении нагрузки на движитель. Удлинение плеча переднего катка 2 приведет к уменьшению

40 воспринимаемой им нагрузки при одновременном увеличении нагрузки на задний каток 3, что облегчит условия колееобразования, исключит "бульдозерный эффект" (нагребание перед движителем

45 вала грунта), поскольку менее нагруженный передний каток сможет взбираться на поверхность 50 грунта (фиг. 5)..

Принцип работы другого, альтернативного варианта ходовой части (фиг. 4) анало50 гичен. При повороте плеч балансира переднее из них удлиняется, а заднее ускорится, Длину плеч, и следовательно, их вылет

55 47 и 48, можно регулировать и принудительно гайками 26, 30 или 41 в зависимости от условий предстоящего движения, Регулировочные тяги 27 (фиг. 1) и 44 (фиг. 4), а также гайка 36 (фиг. 3) позволяют во всех вариантах ходовой части управлять

1726307

Щиг.1

55 распределением опорных давлений между колесом и катками.

Таким образом, ходовая часть предлагаемой конструкции обладает повышенной эффективностью во внедорожных условиях, особенно при колебаниях нагрузки на нее: обусловлено это улучшением условий для колееобраэования, когда передний каток 2, частично разгружаясь благодаря удлинению плеча балансира, меньше деформирует грунт, легко взбирается поэтому на выпучиваемый перед ним вал грунта в тяжелых условиях движения, образуя так называемый "угол атаки" гусеничной ленты и поджимая с дополнительным усилием .задний каток 3 к дну 51 колеи. Эпюра 49 опорных давлений приобретает наиболее благоприятный для гусеничных движителей характер, иллюстрированный фиг, 5, Формула изобретения

Ходовая часть транспортного средства, содержащая установленное на оси колесо, 5 расположенные по обе его стороны передний и задний дополнительные опорные катки и гусеничную ленту, охватывающую колесо и катки, несущий катки и связанный с осью колеса балансир, переднее и заднее

10 плечи которого выполнены телескопическими, и регулируемую тягу для связи плеч балансира, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности при колебаниях нагрузки, заднее плечо балансира

15 выполнено с консольной частью, при этом выдвижная часть переднего плеча балансира соединена с консольной частью заднего плеча балансира посредством указанной регулируемой тяги, 20

1726307

Фиг. 2

1726307

1726307

9 фиг5

50

Составитель П. Зеленый

Техред М.Моргентал Корректор Н. Король

Редактор И, Сегляник

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 1239 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ходовым частям внедорожных транспортных машин, направлено на повышение надежности путем снижения перегрузок при переезде через единичное препятствие и позволяет взаимоувязать натяжение гусеничной ленты 12, охватывающей пневматические колеса 1 и 2, и усилия поджатия дополнительной каткой опоры 7 к поверхности движения для повышения проходимости, а также обеспечить снижение пиковых перенапряжений ленты при переезде единичных неровностей

Изобретение относится к движителям внедорожных транспортных средств Цель изобретения - повышение проходимости и долговечности

Изобретение относится к ходовой части транспортных средств на основе пневматических колес

Изобретение относится к сельскохозяйственному , тракторному и транспортному машиностроению и касается транспортных машин со сменными движителями

Изобретение относится к наземному транспорту, предназначенному для передвижения по ступеням лестничных маршей, и может быть использовано в колясках для инвалидов и тележках для перевозки грузов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет повысить надежность работы гусеничного хода путем снижения износа и исключения возможно сти повреждения боковин пневматической шины

Изобретение относится к движителям на основе эластичных гусеничных лент и позволяет повысить их эффективность и улучшить работоспособность путем регулирования натяжения ленты в зависимости от нагрузки на движитель

Изобретение относится к ходовой части внедорожных транспортных средств и позволяет повысить эффективность путем регулирования натяжения ленты

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному

Изобретение относится к ходовым системам колесных тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторам с шарнирно-сочлененной рамой типа 4х4 и предназначено для повышения проходимости тракторов, снижения удельного давления движителя на почву

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к области автотранспорта и может применяться в автомобилях, работающих в сельской местности

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути методом звеньевой укладки

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости, и может быть использовано в широком спектре транспортных средств с колесным и гусеничным движителем

Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания уетройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью

Изобретение относится к универсальным транспортным средствам, которые могут перемещаться как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам
Наверх