Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - повышение надежности передачи. Зубчатое колесо 1 передачи выполнено с радиальными прорезями между зубьями. Каждая из прорезей состоит из узкой 2 и широкой 3 частей,описываемых математическими зависимостями , учитывающими геометрические соотношения зубчатого венца и свойства материала, из которого он изготовлен. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (и)5 F 16 Н 55/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4750851/28 (22) 16,10.89 (46) 15.05.92.Бюл,¹ 18 (71) Омский политехнический институт (72) П.Д,Балакин, И.Л.Рязанцева и О,M.Троян (53) 621,833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ¹

1237844, кл, F 16 Н 55/14, 1984.

Авторское свидетельство СССР N

641216, кл. F 16 Н 55/04, 1977.

Авторское свидетельство СССР №

655852, кл, F 16 Н 55/04, 1977.

Изобретение относится к машиностроению.

Известны зубчатые передачи, у которых колеса выполнены с выемками по торцам зубьев, передачи с пустотелыми зубьями, характеризующиеся высокой податливостью в момент входа зубьев в контакт друг с другом, Недостатком указанных передач является малая несущая способность по сравнению со стандартами передачи, Наиболее близкой к предлагаемой является зубчатая передача, содержащая зуб- . чатые колеса, в одном из которых во впадинах между зубьями выполнены углубления в виде прорезей глубиной, равной (2-3) m, и шириной (0,1-0,2) m, заполненных эластичным материалом, при этом в прорезях выполнены радиальные отверстия для повышения надежности передачи, Недостатком известной передачи является малая надежность передачи из-за большой динамической нагрузки и низкой демпфирующей способности материала в прорези. (19) . Ы ап 1 733777 А 1 (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение надежности передачи. Зубчатое колесо 1 передачи выполнено с радиальными прорезями между зубьями. Каждая из прорезей состоит из узкой 2 и широкой 3 частей,описываемых математическими зависимостями, учитывающими геометрические соотношения зубчатого венца и свойства материала, из которого он изготовлен. 1 ил, Цель изобретения — повышение надежности передачи путем уменьшения динамической.нагрузки, Поставленная цель достигается тем, что одно из зубчатых колес в зубчатой передаче выполнено с радиальными прорезями, состоящими из двух частей, одна из которых ъ выполнена цилиндрической с определенной шириной и глубиной, а другая более широкая и глубокая. Каждая часть прорези выполнена по определенному геометриче- 4 скому соотношению.

На чертеже показана конструкция колеса, общий вид.

В зубчатой передаче в колесе 1 во впадинах между зубьями выполнены радиальные прорези, состоящие из двух частей.

Часть 2 прорези, примыкающая к впадине между зубьями, выполнена шириной Ьи длиной 11 по среднему радиусу R с осью, лежащей на цилиндрической поверхности, проходящей через середину глубины I>. Другая часть 3 выполнена шириной hi и глубиной I.

1733777

Ширина, глубина и радиус прорезей выбраны из следующих соотношений: (au) (I + 2,) (2,511+21+Зh)

Л—

3 Н1E 11+1+4 й1=2(г(2-1- } >)sin — Н1

Z2

R=(1,5-2)m; I1=(0,5-1,0) гп; где Л вЂ” ширина прорези первого участка;

h< — ширина прорези второго участка;

R — средний радиус прорези первого участка;

1 — длина прорези первого участка;

t — длина прорези второго участка;

h — высота зуба колеса;

zz — число зубьев колеса;

Н вЂ” минимальное расстояние между соседними прорезями; г12 — радиус окружности ножек колеса; (с,) — допускаемое напряжение изгиба материала колеса, Š— модуль упругости материала колеса, Зубчатая передача работает следующим образом.

При входе зуба зубчатого колеса 1 в зацепление с соответствующим зубом второго колеса происходит удар. Динамическая нагрузка в зацеплении зависит от жесткости зуба, которая в начальный момент определяется длиной 1 зуба, и деформации зацепления, Псскольку длина значительно балыке высоты стандартного зуба, динамическая нагрузка в передаче падает, падают частота колебаний зуба и частота соударений зубьев друг о друга при сопересопряжении. В зоне двухпарного зацепления зазор участи 2 прорези выбирается и жесткость зацепления резко возрастает, а его деформация уменьшается.

Однако при выборе зазора Л нужно свести до минимума контактные напряжения на поверхностях, формирующих часть 2 прорези. Этому требованию отвечает прорезь части 2, имеющая цилиндрические поверхности с радиусами кривизны R=(1,55 2,0)m и длиной перемычки между впадиной и частью 3 прорези 11=(0,5-1,0)m.

Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая зубчатые колеса, в одном из которых во впадинах

10 между зубьями выполнены радиальные прорези, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности передачи, прорези выполнены из двух частей, часть, примыкающая к впадине, выполнена цилиндриче15 ской шириной Л и глубиной1 по среднему радиусу R с осью, лежащей на цилиндрической поверхности, проходящей через середину глубины 11, другая часть выполнена шириной hq и глубиной I, причем ширина, 20 глубина и радиус прорезей выбраны из следующих соотношений: (u3 (I+2 ) (251 +21+3h)

25 3 Н1 Е 11+1+ h

h1=2(re-Н )з1п — -Н ;

Z2

R=(1,5-2)m, 11=(0,5-1,0) щ; где Л вЂ” ширина прорези первого участка;

30 h< — ширина прорези второго участка;

R — средний радиус прорези первого участка;

1 — длина прорези первого участка;

i — длина прорези второго участка;

35 h — высота зуба колеса;

z2 — число зубьев колеса;

Н вЂ” минимальное расстояние между соседними прорезями;

rf2 — радиус окружности ножек колеса;

40 (g„) — допускаемое напряжение изгиба материала колеса;

Š— модуль упругости материала колеса.

1733777

Соста вител ь Т. Н, Соколова

Техред М.Моргентал Корректор Л.Бескид

Редактор А.Лежнина

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1655 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , кбезлюфтовым передачам

Изобретение относится к машиностроению , позволяет снизить виброакустическую активность скоростных зубчатых передач технологического оборудования

Изобретение относится к машиностроению , к самоустанавливающимся зубчатым колесам

Изобретение относится к машиностроению , к виброактивным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к виброактивным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , точнее к зубчатым передачам с пониженной виброактивностью

Изобретение относится к машиностроению , в частности к полиграфической промышленности , и предназначено для осуществления малошумных зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в приводах вращательного движения
Наверх