Система управления колесами транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобилестроению , и может быть использовано в пол неуправляемых автомобилях. Целью изобретения является упрощение конструкции системы управления. Система содержит реечный механизм 1 передних колес с зубчатым колесом 2 на переднем конце его выходного вала 3, посредством карданного вала 4 сочлененного с входным валом 5 рулевого механизма задних колес, на заднем конце которого установлен диск 6 с эксцентриком 7. При повороте рулевого колеса происходит одновременный поворот передних и задних управляемых колес транспортного средства. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ „„, „:,,,",;. „ ;;,"„ ",,„
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 2 (21) 4815400/11 (22) 17.04,90 (46) 15.08.92. Бюл, М 30 (71) Запорожский машиностроительный институт им. В,Я.чубаря (72) B.М,Козаченко (56) Авторское свидетельство СССР
М 1675147, кл. В 62 О 3/02.
04.09.89. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомо„„5U„„1754549 А1
В 62 D 3/02 билестроению, и может быть использовано в полноуправляемых автомобилях, Целью изобретения является упрощение конструкции системы управления. Система содержит реечный механизм 1 передних колес с зубчатым колесом 2 на йереднем конце его выходного вала 3, посредством карданного вала 4 сочлененного с входным валом 5 рулевого механизма задних колес, на заднем конце которого установлен диск 6 с эксцентриком 7, При повороте рулевого колеса происходит одновременный поворот передних и задних управляемых колес транспортного средства; 2 ил.
1754549
30
40
50
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобилестроению, и может быть использовано в полноуправляемых автомобилях, Известна система управления колесами транспортного средства, содержащая реечный рулевой механизм переднйх колес, входное звено которого кинематически связано с рулевым валом, а выходные звенья— с передними управляемыми колесами .транспортного средства и посредством выходного и карданного валов — с входным валом рулевого механизма задних колес, на заднем конце которого установлены диск с эксцентриком и скользящий вкладыш направляющей, соединенной с рулевыми тягами задних управляемых колес транспортного средства.
Недостатком системы является некоторая сложность конструкции из-за сравнительно большого количества деталей рулевого механизма задних колес.
Цель изобретения — упрощение конструкции рулевого механизма поворота задних колес, Поставленная цель достигается тем, что в системе управления транспортным средством, содержащей реечный рулевой механизм передних колес. входное звено которого кинематически связано с рулевым валом, а выходные звенья — с последними управляемыми колесами и посредством выходного и карданного валов — со входным валом рулевого механизма задних колес, на заднем конце которого установлены диск с эксцентриком и скользящий вкладыш направляющей, соединенной с рулевыми тягами задних управляемых колес, передача рейка — зубчатое колесо выходного вала выполнена понижающей, а эксцентрик диска входного вала рулевого механизма задних колес сопряжен непосредственно со скользящим вкладышем, При реализации изобретения исключается зубчатая коническая пара; вместо конической зубчатой шестерни на заднем конце входного вала рулевого механизма . задних колес установлен диск с эксцентриком, сопряженным непосредственно со скользящим вкладышем в направля1ои;ей, соединенной с рулевыми тягами задних,.rtравляемых колес.
Нэ фиг. 1 показана система управления всеми колесами в зависимости от угла поворота рулевого колеса, на фиг. 2 — рулевой механизм задних колес; вид в аксонометрии, Система содержит серийный реечный рулевой механизм 1 передних колес, снабженный зубчатым колесом 2 а переднем конце выходного вала 3, соединенного кэрданным валом 4 (фиг. 1) с входным валом 5 рулевого механизма задних колес. На заднем конце входного вала 5 установлен диск
6, снабженный эксцентриком 7, играющий роль солнечного колеса. Эксцентрик 7 сопряжен непосредственно со скользящим вкладышем 8 в направляющей 9, соединенной с рулевыми тягами 10 задних колес (фиг.
1 и 2), Система управления колесами транспортного средства работает следующим образом.
В исходном положении рулевого колеса передние и задние колеса установлены в прямом направлении (параллельно оси карданного вала}. При этом оси эксцентрика 7, и отверстия скользящего вкладыша 8 расположены в одной вертикальной продольной плоскости (на фиг. 1 совпадающей с осью карданного вала 4).
При повороте рулевого колеса вправо от исходного положения и отклонении передних колес до 1/3 от полного отклонения вправо, диск 6 повернется нэ 90 таким образом, что эксцентрик 7 со скользящим . вкладышем 8 займут крайнее левое положение. При этом вкладыш 8 скользит в пазах направляющей 9 и толкает ее вместе с рулевыми тягами 10 в крайнее левое положение, э тяги 10 поворачивают задние колеса максимально вправо (на расчетный угол).
При дальнейшем повороте рулевого ко-. леса вправо и отккснении передних колес на 2/3 полного отклонения впоаво диск 6 повернется еще на 90 (всего уже на 180 ), эксцентрик 7 со скользящим вкладышем 8 снова установятся в одной вертикальной продольной плоскости с осью карданного вала (на фиг. 2 эксцентрик 7 вместе со скользящим.вкладышем 8 будут вверху), а задние колеса тягами 10 установятся а прямое направление.
При повороте рулевого колеса максимально вправо и полном отклонении передних колес вправо, диск 6 повернется еще на 90" (всего уже нв 270 ), эксцентрик 7 со скользящий вкладышем 8 займут крайнее правое положение, а задние колеса повернутся рулевыми тягами 10 максимально влеВо, При обратном повороте рулевого колесэ в исходное положение все повторяется в обратной последовательности
При повороте рулевого колеса от исходного положения максимально влево передние колеса вначале отклонятся на 1/3 от полного отклонения влево, далее — на 2/3, а затем и до полного отклонения влево, Диск .5 вначале повернется на 90, далее на 180, 1754549 а затем на 270, но уже в обратном направ- положение задние колеса повернутся из лении (по сравнению с поворотом рулевого крайнего левого в крайнее правое положеколеса вправо отисходного положения). По ние, далее из крайнего правого в крайнее фиг. 2 нахождение эксцентрика 7 — соответ- левое, а затем из крайнего левого в крайнее ственно крайнее правое, верхнее, крайнее 5 правое. Диск 5 повернется на 1,5 оборота. левое. При этом задние колеса вначале по- Задние колеса при этом процессе трй раза вернутся максимально влево, далее вернут- бчдут установлены в прямом направлении. ся в прямое направление, а затем Посравнениюспрототипомизобретеповернутся максимально вправо. ние имеет следующее преимущество: оно
Передаточное о ношение зубчатой па- 10 конструктивно упрощено, так как содержйт ры рейка 1 — зубчатое колесо 2 выбирается меньшее количество деталей и более протаким, чтобы в процеСсе поворота рулевого стих, Исключена коническая зубчатая пара колеса вправо до упора, т.е. при отклонений (шестерня 5 и колесо 6). Вместо шестерни 5 передних колес от прямого направления на заднем конце входного вала 5 механизма максимально вправо, задние колеса внача- 15 рулевого управления задних колес прототиле отклонились на расчетный угол вправо па в предлагаемом механизме установлен (синфазно передним), далее возвратились в диск 6 с эксцентриком 7, сочлененным со исходное прямое положение, а затем до скользящим вкладышем 8, непосредственмаксимального отклонения передних колес — но в направляющей 9, соединенной с рулевправо, отклонились влево (противофазно 20 выми тягамй 10 задних колес (фиг. 1 и 2), передним). Аналогично в процессе поворо- Уменьшение количества деталей повыта рулевого колеса влево до упора, т.е. при шает надежность конструкции. отклонении передних колес от прямого на- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я правлениямаксимально влево,задниеколе- Система управления колесами трансса вначале отклонятся на расчетный. угол 25 портного средства, содержащая реечный влево (синфазно передним), далее возвра- рулевой механизм передних колес, входное щаются в исходное прямое положение, а звенокоторогокинематическисвязаносрузатем до максимального отклонения пере- левым валом, а выходные звенья - с передних колес влево, отклоняются вправо(про- . дними управляемыми колесами и тивофазно передним). 30 посредством выходного и карданного валов
Например, при 1,5 оборотах рулевого . — с входным валом рулевого механизма заколеса вправо от исходного положения для дних колес, на заднем конце которого устаполного отклонения передних колес от пря- новлены диск с эксцентриком, и скольз.:uji и мого направления вправо диск 5 должен вкладыш направляющей, соединенной с руповернуться на 270О в одном направлейии. 35 левыми тягами задних управляемйх колес, Аналогичнопри1,5оборотах рулевого коле- отличающаяся тем, что, с целью са влево от исходного положения для пол- упрощения конструкций, передача рейка— ного отклонения передних колес от прямого зубчатое колесо выходного вала выполнена направления влево диск 5 должен повер- понижающей, а эксцентрик диска входйого нуться на 270 в другом направлени ; 40 вала рулевого механизма задних колес соТакимобразом, приповоротепередних .. пряжек непосредстаеййо со скользящим колес из крайнего правого в крайнее левое вкладышем.
1754549
Составитель 8. Ионова
Техред M.Mîðãåíòàë
Редактор И. Касарда
Корректор Т, Палий
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ1 2858 . Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5