Подшипниковый узел

 

Использование: в шпиндельных узлах токарных станков. Сущность изобретения: разрезной стопорный элемент конической поверхностью контактирует с конической поверхностью затяжной гайки. Гайка торцом контактирует с внутренним кольцом подшипника, Винтами обеспечивается поворот гайки в осевой плоскости относительно витков резьбы вала. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 В 39/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4843054/27 (22) 26.06.90 (46) 30,12.92. Бюл. 1ч. 48 (71) Московское станкостроительное производственное объединение "Красный пролетарий" (72) А.Е,Иванов (56)Орлов П,И. Основы конструирования, M. Машиностроение, 1977, кн, 2, с, 494, рис, 461, 8.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам, где необходима фиксация радиально-упорных подшипников и точная регулировка их осевого натяга.

Известен узел регулирования осевого натяжения подшипников посредством затяжки гайкой внутренней обоймы одного из подшипников, а внутренняя обойма другого подшипника упирается при этом в бурт вала, а наружная обойма — в бурт корпуса.

Данное устройство позволяет бесступенчато регулировать величину осевого натяжения подшипников, однако в нем не решены проблемы равномерного распределения усилия по окружности внутреннего кольца подшипника. а также фиксации гайки на резьбе вала, Отмеченные недостатки ухудшают эксплуатационные качества устройства в целом.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств устройства за счет обес-. печения регулировки и распределения усилйя затяжки по окружности внутреннего кольца подшипника., БО 1784758 А1 (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (57) Использование; в шпиндельных узлах токарных станков. Сущность изобретения; разрезной стопорный элемент конической поверхностью контактирует с конической поверхностью затяжной гайки, Гайка торцом контактирует с внутренним кольцом подшипника, Винтами обеспечивается поворот гайки в осевой плоскости относительно витков резьбы вала. 1 з.п. ф-лы, 3 ил, Указанная цель достигается тем, что узел снабжен разрезным стопорным элементом и натяжными винтами; затяжная гайка выполнена с внутренней конусной поверхностью и резьбовыми отверстиями на свободном торце, а стопорный элемент выйолнен с осевым отверстием, наружной конусной поверхностью и опорной частью с отверстиями, соосными резьбовым отверстиям затяжной гайки, а стопорный элемент размещен на валу и его конусная поверхность взаимодействует с аналогичной поверхностью затяжной гайки, при этом натяжные винты размещены в отверстиях стопорного элемента и натяжной гайки, Целесообразно при этом опорную часть сто- порного элемента выполнять зацело с последним в виде диска, На фиг.1 . изображен подшипниковый узел в сборе, продольный разрез; на фиг.2— разрез А — А на фиг,1; на фиг.3 — узел с бази. рованием опорного элемента по натяжной гайке, вариант исполнения, Подшипниковый узел смонтирвоан на валу 1 и содержит радиально-упорный подшипник 2, затяжную гайку 3, навернутую на

1784758 резьбу 4 вала 1 до контакта с внутренним кольцом подшипника 2. В гайке 3 выполнена внутренняя проточка 5 в виде конической поверхности 6, На гладкой цилиндрической поверхности вала 1 размещен разрезной стопорный элемент 7, снабженный осевыми прорезями 8 (фиг.2), при этом его наружная поверхйость 9 выполнена конической и со. пряжена :с поверхностью 6 затяжной гайки

3. Опорная часть разрезного стопорного элемента 7 может быть выполнена отдельно от этого элемента (фиг,1,3) — в виде диска 10, . размещенного на этой же части вала 1 и контактирующего с торцом элемента 7, либо может быть выполнена зацело с упомянутым элементом. Кроме того, диск 10 может быть выполнен Г-образного сечения с базированием по наружной поверхности затяжной гайки 3 (фиг,3). B свободном.(не контактирующем с подшипником) торце гайки 3 выполнены резьбовые отверстия 11, равномерно расположенные по окружности, а в диске 10 — соответствующие им отверстия. В упомянутые отверстий в диске

10 пропущены натяжные винты 12, ввернутые в резьбовые отверстия 11 гайки 3, Подшипниковый узел собирают в следующей последовательности.

На. резьбовую часть установлен-ного в подшипниках вала 1 наворачйвают затяжную гайку 3 до контакта ее с торцом внут. реннего кольца подшипника 2. Затем ключом осуществляют затягивание гайки 3 до заданной величины усилия, после чего на вал 1 устанавливают разрезной стопорный элемент 7, вводя его в проточку затяжной гайки 3 до контакта их конических поверхностей 6 и 9. Также на вал 1 устанавливают диск 10 (еслигопорная часть элемента 7 выполнена отдельно). ориентируя его в окружном направлении таким образом, чтобы отверстия в нем были соосны резьбовым отверстиям в гайке 3. После этого в резьбовые отверстия 11 ввинчивают натяжные винты 12, с помощью которых через диск 10 создают осевое нагружение на разрезной стопорный элемент 7. фиксируя тем самым гайку 3. 8 случае, если последующая ïðîверка покажет значительное осевое биение торца вала 1, то это явление исправляется посредством ослабления или усиления затягивания винтов 12, что приведет к требуемому повороту гайки 3 в осевой плоскости

10 относительно витков резьбы вала 1 и исправлению осевого биения, Таким образом, данное устройство повышает удобство регулирования и точность установки вала в опорах.

15 Формула изобретения

1. Подшипниковый узел, содержащий установленный на валу подшипник, наружное кольцо которого размещено в корпусе в контакте одним из торцов наружного кольца подшипника с буртом корпуса, вал выполнен с резьбовой частью, на которой разме-.

20 щена затяжная гайка, контактирующая своим торцом с одним из торцов внутреннего кольца подшипника, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что,.с целью улучшения эксплуатационных качеств путем обеспечения регулировки и расйределения усилия затяжки, он снабжен разрезным стопорным элементом стью и резьбовыми отверстиями на свободном торце, стоггорный элемент выполнен с осевым отверстием, наружной конусной поверхностью и опорной частью с

35 отверстиями,"сооСными резьбовым отверстиям затяжйой гайки; стопорный элемент размещен на валу и своей конусной поверхностью контактирует с конусной поверхностью затяжной гайки, а натяжные винты

40 размещены в отверстиях стопорного элемента и натяжной гайки.

2, Узел по п.1, отличающийся тем, что опорная часть стопорного элемейта выполнена в виде диска.

45 и натяжными винтами, затяжная гайка вы30 полнена с внутренней конусной поверхно1784758

Составитель Б.Ляхович

Техред М,Моргентал Корректор О,дрковецкая

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101. Заказ 4354 Тираж . Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к самостопорящемуся резьбовому элементу

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к стопорной гайке

Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам стопорения крепежных элементов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к объемному гидроприводу и позволяет снизить энергозатраты подогрева рабочей жидкости в условиях запуска гидропривода транспортного средства при экстремально 2 , низких т-рах окружающей среды

Изобретение относится к изготовлению и эксплуатации резьбовых соединений в машиностроении, в частности, в машиностроении для тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к нарезным крепежным деталям машины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для стопорения резьбовых соединений крепления герметизирующих крышек контейнеров для транспортировки и/или хранения радиоактивных материалов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено в верхнем строении пути с железобетонными шпалами для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ-65

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как мера против неразрешенного отвинчивания болтов или винтов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Фиксатор // 2054585
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для оснащения болтов и гаек, которыми крепятся детали и узлы машин и механизмов, фиксатором

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для предотвращения самоотвинчивания резьбовых крепежных элементов
Наверх