Дисковый тормоз

 

Использование: в тормозных системах автотранспортных средств с автоматическим регулированием. Сущность: дисковый тормоз содержит корпус из двух частей 13 и 15, первая из которых совмещена с гайкой, сопряженной с силовым винтом 9. Внутри последнего установлен регулировочный винт 10, на котором на шлицах установлена регулировочная втулка 18. На силовом винте 9 закреплен приводной рычаг 8. соединенный с фиксирующей втулкой 19,.второй частью 15 корпуса, разрезным 22 и опорным 23 кольцами. В задающей втулке 18 выполнен осевой паз, через который проходит одно из плеч двуплечего рычага, другое плечо которого кинематически связано со штоком тормозной камеры. На торцах регулировочной втулки 18 и на внутренних торцах задающей 17 и фиксирующей 19 втулок выполнены зубчатые элементы, находящиеся между собой в зацеплении. 4 ил,

(J9) (! () СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (яр F 16 D 55/224

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

° й

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4877825/27 (22) 26.10.90 (46) 30.12.92. Бюл. ¹ 48 (71) Московский автомеханический институт (72) С.И. Дамдын, И.В. Турбин, В.В. Селифонов и Н.Л. Владимиров (56) Авторское свидетельство СССР № 1323789, кл. F 16 0 55/00, 1986. (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ (57) Использование: в тормозных системах автотранспортных средств с автоматическим регулированием. Сущность: дисковый тормоз содержит корпус иэ двух частей,13 и

15, первая иэ которых совмещена с гайкой, сопряженной с силовым винтом 9. Внутри последнего установлен регулировочный винт 10, на котором на шлицах установлена регулировочная втулка 18. На силовом винте 9 закреплен приводной рычаг 8, соединенный с фиксирующей втулкой 19,.второй частью 15 корпуса, разрезным 22 и опорным

23 кольцами. В задающей втулке 18 выполнен осевой паз, через который проходит одно из плеч двуплечега рычага, другое плечо которого кинематически связано со штоком тормозной камеры. На торцах регулировочной втулки 18 и на внутренних торцах задающей 17 и фиксирующей 19 втулок выполнены зубчатые элементы, находящиеся между собой в зацеплении. 4 ил, 1784785

И зобретейиеотносится кавтостроению ющей втулке осевом пазу, а другое плечо и может быть использовано в тормозных кинематически связано со штоком тормоз. системах автотранспортных средств. ной камеры, при этом на торцах регулироИзвестен дисковый тормоз с автомати- вочной втулки и на внутренних торцах ческим регулятором, который снабжен ро- 5 задающей и фиксирующей втулок выполнеликовым механизмом свободного хода, ны находящиеся взацеплении между собой ролики которого подпружинены относи- зубчатые элементы, а фиксирующая втулка, тельйо корпуса и расположены в выполнен- вторая часть корпуса, опорное и разрезное ных нй внутренней поверхности корпуса и кольца закреплены на приводном рычаге. наружной поверхности о ой оверхности обоймы пазах гнез- 10 На фиг.1 изображен дисковый тормоз

1 в х на фиг 2в д в вьеолнены на внутренней поверхности при рабочем ходе, вид сверху; на фиг, о оймы и йа приводном валу, а винт жестко разрез A-А на фиг.1; на фиг.3 — разрез — Б — Б иг.2 на ьиг,4 — зел 1 на Фиг.2, Дисковый тормоз содержит диск 1, устаавтоматический регулятор зазора, выпол- 15 новленный на ступице колеса(не показана). ненный в виде механизма свободного хода, Подвижная в осевом направлении скоба сосложен по конструкции, с рукции трудоемок по изго- стоит иэ активной 2 и реактивной 3 балок, товлению и недостаточно надежен в эксплу- связанных между собой направляющими тяатации т,к. компенсация износа тормозных гами 4, проходящими через суппорт тормо1 накладокпроисходитприрабочемходе,т.е. 20 за. Активная балка 2 скобы выполнена при максимальных нагрузках на регулятор. совместно с корпусом приводного устройстЦель изобретения — повышение надеж- sa. Приводное устройство состоит из торности работы путем упрощения конструк- мозной камеры 5, прикрепленной с ции автоматического регулятора зазора. помощью кронштейна к корпусу, и воздейПоставленная цель достигается тем, что 25 ствует на первичную тормозную колодку в дисковом тормозе, содержащем тормоз- через шток 7, приводной рычаг 8, силовой оком, тормозной диск с винт 9, регулировочный винт 10 взаимодейустановленными по обе стороны от него ствует с силовым винтом 9 посредством тормозными накладками, корпус, состоя- резьбы, а толкатель 12 имеет сквозное осещий из двух частей, и установленный в нем 30 вое отверствие, в которое входит левая стувинтовои механизм и а изм прижима в виде при- пень регулировочного винта 10, имеющая водного рычага, закрепленного на силовом на конце проточку для стопорного кольца. винте, кинематически связанном с толкате- Упорный подшипник 11 расположен между лем, и в виде автоматического регулятора правымторцемтолка1еля 12 и упорным бурзазора, состоящего из регулировочного 35 том регулировочного винта 10 и сидит на его винта, кинематически связанного с привод- шейке. Силовой винт 9 расположен внутри ным рычагом через механизм свободного корпуса приводного устройства 13 с возхода, приводной рычаг расположен между можностью вращения в корпусе за счет начастями корпуса, силовой винт установлен ружной ходовой резьбы. Реактивная балка в одной из частей корпуса, а механизм сво- 40 3 воздействует на вторичную тормозную кободного хода установлен во второй части лодку 14, опирающуюся, как и первичная корпуса выполней "в виде последовательно тормозная колодка 6, на опорные поверхнорасположенных на регулир регулировочном винте сти суппорта. Автоматический регулятор за- концентрично ему пружины, контактирую- зара между колодками 6 и 14 и диском 1 ового винта задающей 45 снабжен корпусом 15, внутри которого по щ"ей с торцем сил ны и жина 16 втулки, контак нтактирующей торцам с пружи- следовательно расположены пружина ной, ег лировочной втулки, связанной с взаимодействующая c однои стор рро очным винтом посредством вы- цем силового винта 9, а с другой стороны с полненного на них шлицевого соединения, торцем задающеи втулки 17, На ра рфиксирующей втулки, расп л асположенной со 50 .це задающей втулки 17 выполнены зубчатые стороны внешнего торца т р а второй части кор- элементы, посредством которых задающая пуса, а также в виде установленной между втулка 17 взаимодействует с регулировочзадающеи и фиксиру щ ф рующеи втулками рас- ной втулкой 18, имеющей на обеих торцевых ого и опорного ко- поверхностях также зубчатые элементу. лец, расположенных между внутренним 55 Правой торцевой частью регулировочная торцем второй части корпуса и и и а и приводным втулка 18 входит в зацепление с зубчатыми рычагом, и в виде шарнирно уст н о установленно- элементами, расположенными на левом торга на опорном кольце и в прорези разрезно- це фиксирующей втулки 19. Между внутренго кольца двуплечег0 рыиага, д а одно плечо ними торцевыми поверхностями задающей которого размещено в выполн олненном в зада- 17 и фиксирующей 19 втулок расположена

1784785

35

45

55, распорная втулка 20, установленная в корпусе регулятора 15 с зазором, Регулировочная втулка 18 расположена на регулировочном винте 10 и взаимодействует с ним посредством шлицевого соединения. Фиксирующая втулка 19 связана с рычагом 8 посредством болтов 21 через корпус регулятора 15, разрезное кольцо 22, опорное кольцо 23 и имеет сквозное отверстие, в котором расположен защитный кожух 24, выполненный из упругого материала. На крепежном кольце 25 приводного рычага 8 расположен уплотнительный элемент 26, выполненный из эластичного материала.

В корпусе регулятора 15 размещен двуплечий рычаг 27, размещенный в прорези разрезного кольца 22.. Одно плечо рычага взаимодействует с задающей втулкой 17 посредством осевого паза 28, выполненного на втулке 17, а другое плечо рычага 27 rioсредством регулировочного рычага 29 взаимодействует со штоком 7 тормозной камеры

5. Регулировочный рычаг выполнен с возможностью регулировки его длины (положение двуплечего рычага 27). Регулировка осуществляется посредством резьбовой втулки 30 и контргайки 31. Левая часть двуплечего рычага 27 уплотнена чехлом 32. Рычаг 8 относител ьно корпуса 13 подпружинен возвратной пружиной 33.

Дисковый тормоз работает Следующим образом.

При торможении сжатый воздух поступает в тормозную камеру 5, шток 7 при этом. перемещаясь, передает усилие через приводной рычаг 8, силовой винт 9, регулиро. вочный винт 10 на толкатель 12, который, перемещаясь, прижимает первичную тормозную колодку 6 к тормозному диску 1.

Возникающее реактивное усилие через корпус активной балки 2, корпус приводного механизма 13 и направляющие тяги 4 передается на реактивную балку 3, которая, перемещаясь, прижимает к тормозному диску

1 колодку 14. Таким образом осуществляется торможение.

При оттормаживании рычаг 8 тормозной камеры 5 возвращается в исходное положение под действием возвратной пружины 33, поворачивая силовой винт 9 в исходное положение, в результате чего толкатель 12 перемещается от колодки 6, возвращаясь в исходное положение, Тормозные колодки 6 и

14 отжимаются от диска 1 под действием его торцевого биения.

Автоматический регулятор зазора работает следующим образом.

При торможении шток 7 тормозной камеры 5 поворачивает приводной рычаг 8, силовой винт 9, опорное кольцо 23, разрезное кольцо 22, фиксирующую втулку 19 и через зубья фиксирующей втулки 19, взаимодействующее с зубьями регулировочной втулки 18, которая взаимодействует с задающей втулкой 17 посредством зубчатого зацепления, выполненного на торцевых поверхностях регулировочной и фиксирующей втулок, поворачивает регулировочный винт 10 по часовой стрелке посредством шлицевого соединения регулировочной втулки 18 с винтом 10. Силовой винт 9, поворачиваясь по часовой стрелке, перемещает через регулировочный винт 10 и упорный подшипник 11 толкатель 12 в сторону колодки 6. При этом зубья задающей 17, регулировочной 18 и фиксирующей 19 втулок находятся в зацеплении в исходном положении (фиг,4), При этом толкатель 12 перемещается нэ величину рабочего хода, а при оттормаживании он отводится на величину необходимого осевого зазора.

В случае, если зазор между колодками и диском увеличивается в результате износа тормозных накладок, приводной рычаг 8 поворачивается на больший угол и задающую втулку 17 посредством поворота на больший угол двуплечего рычага 27. Зубья, выполненные на торцевой поверхности задающей втулки, входящие в зацепление с зубьями регулировочной втулки 18, перескакивают относительно зубьев последней. При оттормаживании двуплечий рычаг 27 сначала проходит свободный ход, а затем, когда осевая нагрузка отсутствует, поворачивает задающую втулку 17 против часовой стрелки, а та через зубчатое зацепление поворачивает регулировочную втулку 18, а значит и регулировочный винт 10 относительно силового винта9, перемещая регулировочный винт10 в осевом направлении к тормозной колодке

6, при этом зубья, входящие в зацепление с фиксирующей втулкой 19, выходят из зацепления, преодолевая силу упругости тарельчатой пружины 16, и перескаки вают относительно зубьев последней. После перескакивания зубьев происходит зацепление зубчатых пар задающей 17, регулировочной

18 и фиксирующей 19 втулок под действием усилия тарельчатой пружины 16 (фиг.4), При оттормаживания приводной рычаг

8 возвращается в исходное положение, как было описано выше, в результате толкатель

12 перемещается от колодок на величину необходимого осевого зазора, Таким образом, по мере износа тормозных колодок 6 и 14 регулировочный винт 10 будет вывинчиваться относительно силового винта 9, перемещая тем самым толкатель

12 к колодке 6; что обеспечивает компенсацию износа колодок и, как следствие, повы1784785 шает надежность работы дискового тормоза. Замена роликового механизма свободного хода на торцевой зубчатый механизм более простой конструкции упрощает конструкцию тормоза в целом, а компенсация 5 износа колодок при аттормаживании увеличивает дол говеч ность автоматического регулятора зазора.

Формула изобретения 10

Дисковый тормоз, содержащий тормозную камеру со штоком, тормозной диск с установленными по обе стороны от него тормозными накладками, корпус, состоя-. щий из двух частей, и установленный в нем 15 винтовой механизм прижима в виде приводного рычага, закрепленного на силовом винте, кинематически связанном с толкателем, и автоматического регулятора зазора, состоящего из регулировочного винта, кинема- 20 тически связанного с приводным рычагом через механизм свободного хода, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности в работе путем упрощения конструкции автоматического регулятора зазора, привод- 25 ной рычаг расположен между частями корпуса, силовой винт установлен в одной из частей корпуса, а механизм свободного хода устанавлен во второй части корпуса и выполнен в виде последовательно расположенных на регулировочном винте концентрично ему пружины, контактирующей с торцом силового винта, задающей втулки, контактирующей своим торцом с пружиной, регулировачной втулки, связанной с регулировочным винтом посредством выполненного на них шлицевого соединения, фиксирующей втулки, расположенной со стороны внешнего торца второй части корпуса, а также в виде установленной между задающей и фиксирующей втулками распорной втулки, разрезного и опорного колец, расположенных между внутренним торцем второй части корпуса и приводным рычагом, и в виде шарнирно установленного на опорном кольце и в прорези разрезного кольца двуплечего рычага, одно плечо которого размещено в выполненном в задающей втулке осевом пазу, а другое плечо кинематически связано со штоком тормозной камеры, при этом на торцах регулировочной втулки и на внутренних торцах задающей и фиксирующей втулок выполнены находящиеся в зацеплении между собой зубчатые элементы, а фиксирующая втулка, вторая часть корпуса, опорное и разрезное кольца закреплены на приводном рычаге.

Составитель Н. Владимиров

Редактор В,Фельдман Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Милюкова

Заказ 4356 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГК1П СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-н щятельский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гяглри>ю. 1Г)!

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тормозным дисковым системам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к клещевым тормозным механизмам транспортных средств с подвижными тормозными колодками, прижимаемыми к аксиально-неподвижному вращающемуся тормозному диску

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к дисковым тормозам, и может быть использовано в тормозных системах транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению , касается дискового тормоза с плавающей скобой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в автомобильных тормозных устройствах

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в тормозных системах автотранспортны.х средств

Изобретение относится к дисковым тормозным устройствам для автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может применяться в качестве тормоза в устройстве для сборки и последующей обработки деталей автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам, имеющим плавающий или скользящий суппорт

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам привода дисковых тормозов транспортных средств

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к зажимным тормозам

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к встроенным блокам для создания тормозного усилия на колесных парах рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным механизмам с подвижными в осевом направлении колодками, прижимаемыми к вращающемуся диску
Наверх