Подшипниковый узел

 

Использование: в машиностроении, а именно в подшипниковых узлах с саморегулируемым натягом, например в грунтонасосах, применяемых в промышленном и гражданском строительстве. Сущность изобретения: подшипниковый узел содержит корпус, подшипник, установленный на промежуточной втулке, подшипник, установленный на цапфе вала через промежуточную втулку и компенсационные кольца, гайку с регулировочными шпильками. Часть внутренней поверхности промежуточной втулки выполнена конической, цапфа вала снабжена фланцем, размещенным напротив фланца промежуточной втулки. При этом в обоих фланцах выполнены отверстия, в том числе и с резьбой. При этом фланец цапфы вала снабжен болтами. Сборка и разборка подшипникового узла осуществляется за счет болтов, которые либо натягивают на цапфу вала за фланец промежуточную втулку, либо сталкивают ее с цапфы вала за счет упора болтов во фланец промежуточной втулки. При этом значительно облегчается сборка и разборка подшипникового узла, а также возникает возможность облегченной установки и съема нескольких подшипников различного назначения, что значительно повышает возможность подшипникового узла и его ремонтопригодности. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам с саморегулируемым натягом и может найти применение в различных механизмах машин, в частности в грунтонасосах, применяемых в промышленном и гражданском строительстве.

Известен подшипниковый узел, включающий корпус и подшипники, установленные внутренними кольцами на промежуточном валу [1] Недостатком такого подшипникового узла является ограниченная возможность его применения при необходимости использования нескольких подшипников различного назначения, а также сложность замены подшипников при ремонте, требующая разборки всего узла.

Известен подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала, соосно расположенные подшипники качения, между кольцами которых установлены разделительные втулки и один из которых смонтирован в корпусе с радиальным зазором, а также торцевую гайку для затяжки подшипников [2] Недостатком указанного подшипникового узла является ограниченная возможность его применения при необходимости использования нескольких подшипников различного назначения и сложность замены подшипников при ремонте.

Задача изобретения увеличение возможностей подшипникового узла за счет использования в нем нескольких подшипников различного назначения, а также повышение его ремонтопригодности.

Для решения задачи подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала и, по меньшей мере, два соосно расположенных подшипника качения, между кольцами которых установлены разделительные втулки и один из которых смонтирован в корпусе с радиальным зазором, а также торцевую гайку для затяжки подшипников, снабжен последовательно установленными во внутренних кольцах подшипников и на цапфе вала промежуточной втулки с фланцем и с коническим участком на внутренней ее поверхности и парой разрезных конических компенсационных колец, сопряженных по коническим поверхностям и размещенных в зоне подшипника, смонтированного в корпусе с радиальным зазором, а также регулировочными болтами и шпильками, при этом со стороны фланца промежуточной втулки цапфа вала выполнена с фланцем и с коническим участком, идентичным коническому участку промежуточной втулки, упомянутые фланцы и торцевая гайка выполнены с отверстиями, часть из которых с резьбой, для монтажа в них соответственно регулировочных болтов и регулировочных шпилек с упором в компенсационные кольца.

На чертеже показан общий вид подшипникового узла в разрезе.

Подшипниковый узел содержит корпус 1, и по меньшей мере, два подшипника качения 2, один из которых 2 смонтирован в корпусе с радиальным зазором. Во внутренних кольцах подшипников и на цапфе вала 3 последовательно установлены промежуточная втулка 4 и пара разрезных конических компенсационных колец 5 и 6, сопряженных по коническим поверхностям и размещенных в зоне подшипника 2. Для затяжки подшипников на цапфе 3 установлена торцевая гайка 7 с отверстиями с резьбой для монтажа в них регулировочных шпилек 8 с упором в компенсационные кольца 5 и 6. Цапфа вала 3 выполнена с фланцем 9 со стороны фланца 10 промежуточной втулки 4 и с коническим участком, идентичным коническому участку, выполненному на внутренней поверхности промежуточной втулки 4. Упомянутые фланцы 9 и 10 выполнены с отверстиями 11 и 12. Между кольцами подшипников качения установлена разделительная втулка 13, при этом число дополнительных подшипников 14 может быть увеличено с соответствующим увеличением количества разделительных втулок 13. Часть отверстий 11 фланца 9 и отверстия 12 фланца 10 снабжены резьбой для монтажа в них регулировочных болтов 15. Кроме этого корпус 1 снабжен подпружиненным кольцом 16 под подшипник 2.

Подшипниковый узел работает следующим образом. При сборке подшипникового узла подшипник 14 устанавливается на промежуточную втулку 4. Промежуточная втулка 4 вместе с подшипников 14 устанавливается на цапфу вала 3.

Болты 15, установленные во фланец 9, вводятся в резьбовые отверстия 12 фланца 10, после чего вращением этих болтов промежуточная втулка 4 за фланец 10 натягивается на цапфу вала 3, образуя на конической поверхности промежуточной втулки тугую посадку с цапфой вала 3. Затем устанавливают корпус 1 и разделительное кольцо 13. После этого на цапфу вала 3 последовательно устанавливаются верхнее 5 и нижнее 6 компенсационные кольца. После чего на промежуточную втулку 4 и верхнее компенсационное кольцо 5 устанавливается подшипник 2. Затем на цапфу вала 3 наворачивается гайка 7 со шпильками 8, которые вворачиваются с упором в нижнее компенсационное кольцо 6 для окончательной фиксации осевого положения промежуточной втулки 4 и подшипника 2.

При необходимости разборки узла, например для замены подшипников, с цапфы вала 3 снимается гайка 7, боты 15, установленные в резьбовые отверстия фланца 9 при своем вворачивании упираются во фланец 10 промежуточной втулки 4. В результате, последняя спрессовывается с цапфы вала 3, что значительно облегчается за счет конической части внутренней поверхности промежуточной втулки 4 и посадочной конической поверхности цапфы вала 3. После чего подшипники свободно заменяются на промежуточной втулке 4 без разбора валовой линии.

Таким образом, значительно расширяются возможности подшипникового узла за счет одновременной установки на промежуточной втулке нескольких подшипников различного назначения, увеличивается ресурс работы за счет плавной и безударной распрессовки подшипников, а также повышается его ремонтопригодность в связи с упрощенной сборкой и разборкой узла.

Формула изобретения

Подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала и по меньшей мере два соосно расположенных подшипника качения, между кольцами которых установлены разделительные втулки и один из которых смонтирован в корпусе с радиальным зазором, а также торцевую гайку для затяжки подшипников, отличающийся тем, что он снабжен последовательно установленными во внутренних кольцах подшипников и на цапфе вала промежуточной втулкой с фланцем и с коническим участком на внутренней ее поверхности и парой разрезных конических компенсационных колец, сопряженных по коническим поверхностям и размещенных в зоне подшипника, смонтированного в корпусе с радиальным зазором, а также регулировочными болтами и шпильками, при этом со стороны фланца промежуточной втулки цапфа вала выполнена с фланцем и с коническим участком, идентичным коническому участку промежуточной втулки, упомянутые фланцы и торцевая гайка выполнены с отверстиями, часть из которых с резьбой, для монтажа в них соответственно регулировочных болтов и регулировочных шпилек с упором в компенсационные кольца.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях промышленности, где есть потребность вращать внутренний цилиндрический сосуд относительно внешнего

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях промышленности, где есть потребность вращать внутренний корпус со ступицей относительно внешнего

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к подшипниковым узлам и может быть испо-льзовано при создании опор высокоскоростных машин, например, турбокомпрессоров Целью изобретения является повышение надежности Внутреннее кольцо 1 подшипника качения установлено на вал 2 и снабжено средствами передачи крутящего момента - втулками ,8,9 посредством шлицев 7 Передача крутящего момента от втулки 8 (например турбины) к втулке 9 (например, крыльчатке центробежного насоса) осуществляется через внутрен нее кольцо 1, а к крыльчатке 12 - через шлицевое соединение 10, вал 2 и шлицевое соединение 11

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в конструкциях электрических машин

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин, механизмов и, в частности, в подшипниковых узлах

Изобретение относится к устройствам для удержания подшипника и может быть использовано в составе компрессора высокого давления турбомашины авиационного двигателя

Изобретение относится к устройствам для удержания подшипника и может быть использовано в составе компрессора высокого давления турбомашины авиационного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к способам обеспечения заданного значения величины люфта (натяга) в опорных узлах качения системы "вал - корпус", например в шпиндельных узлах металлообрабатывающих станков различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в механизмах, имеющих подшипники качения, установленные на шлицевых валах

Изобретение относится к креплению подшипника, которое обеспечивает уплотнение против просачивания масла и стопорение подшипника на валу
Наверх