Фрикционная муфта с дистанционным управлением

 

Изобретение относится к машиностроению . Может быть применено в устройствах для управления передачей вращения. изобретения - повышение экономичности с одновременным снижением габаритов муфты. Ведущая полумуфта 1 выполнена в виде полого цилиндра, одна из крышек 3 которого выполнена с отверстием под ведомый вал 8. На внутренних поверхностях крышек размещены фрикционные накладки 4, 5. Ведомая полумуфта 6 выполнена в виде диска из термомагнитного материала с «памятью формы, закреплена на ведом-ом валу 8 и размещена внутри цилиндра ведущей полумуфты 1. Внутри ведомой полу.муфты 6 размешены нагреватапи 11, подключенные к внешней цепи питания через термочувствительный регулятор 15 напряжения . 3 ил. (Л ю СП ел СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1275155

gg 4 F 16 D 25/04

1 В °

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ " с

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3872562/25-27 (22) 18.01.85 (46) 07.12.86. Бюл. № 45 (72) А. Е. Лямин, Е. Г. Гинзбург, Н. С. Самойлов, В. А. Зенев, В. Ф. Деревенских и М. В. Шубин (53) 621.825.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 301005, кл. F 16 D 25/04, 1969. (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА С ДИСТАНЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ (57) Изобретение относится к машиностроению. Может быть применено в устройствах для управления передачей вращения.

Цель изобретения — повышение экономичности с одновременным снижением габаритов муфты. Ведущая полумуфта 1 выполнена в виде полого цилиндра, одна из крышек 3 которого выполнена с отверстием под ведомый вал 8. На внутренних поверхностях крышек размещены фрикционные накладки 4, 5. Ведомая полумуфта 6 выполнена в виде диска из термомагнитного материала с «памятью формы», закреплена на ведомом валу 8 и размещена внутри цилиндра ведущей полумуфты 1. Внутри ведомойй пол ум уфты 6 р азм ещен ы н агревател и

11, подключенные к внешней цепи питания через термочувствительный регулятор 15 напряжения. 3 ил.

1275155

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроеIlHIo, В част(гости к устройствам для переда чи вращения с дистанционным управлением.

1 (ель изобретения — упрощение конструкции дистанционно управляемой муфты и снижение энергои отреблс нпя за счет использования электрического управления работой муфты. эффекта «памяти формы» и за счет снижения потребления электроэнергии во включенном состоянии муфты.

На фиг. 1 показана муфта в исходном состоянии, продольный разрез; на фиг. 2— то же, поперечный разрез; на фи(. 3 — то же, продольный разрез в рабочем (включенном) состоянии.

Муфта состоит из двух полумуфт. Ведущая полумуфта 1 выполнена заодно с валом 15 или жестко крепится на нем. Корпус ведущей полумуфты 1 изготовлен в виде глухого полого цилиндра, к которому крепитс.я болтами 2 крышка 3. На внутренней торцовой поверхности ведущей полумуфты 1 и крышки

3 жестко закреплены фрикционныс накладки

4 и 5. Внутри полости,образованной корпусом всду1цей олумуфтbi 1 и крышкой 3, соосНО с Ведущей полумуфтой 1 установлена ведoмая полумуфта 6, которая пре вставляет соб 0 Й пи с и, с 0<. д и и P I I I I ы Й ш и 0 н к 0 Й 7 с В (. д o м ы M 25 валом 8 и установленный с радиальным и

ОС(. Вhlм 3 .Iзорам И ОТII ОСИT(. 1bно Вс, (у щ(. Й н011 — муфты 1.

Диск 6 изготовлен из материала с эффектом «памяти формы», например из сплава

ТН! (0Tcil(cTI3(нный ckl I IIB H H oc130130 IIHKeлида ти гана), и предварительно термомеханически нациклирован в осевом направлении на две 1сомстрисскис формы, причем низкотемпературная форма представляет собой

«сжатый» (меньший lfo толщине) (3 осевом направлении диск 6, а высокотемпературная

«растянутый» В этом же направлении диск

6. В теле диска 6 выполнены радиальные сверления (), в которых на изолируюп(их основаниях 10 размещены электрические нагревательные элементы 11, к которым с 4, помощью скользящего контактного токоподвода 12, выключателя 13 токоподводов 14 и термочувствительного регулятора 15 напряжения я и Од ВО!(Ится п ита(ощи Й II(. pp»I(.IIIII I É ток. В осевом направлении диск 5 фиксируется концевым буртиком ведомого вала 8 и 45 стопорным кольцом 6. Для yllp(>II(eflf3я монтажа токоподвода 14 и доступа к термочу(3ствитсльному регулятору !5 напряжения BejIOMb1 H I3cICI 8 13hfkl o;I IICH ll oil hl»1.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии (фиг. и 2) вращение от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 6 H(передается, муфта Выключена. Между торцовыми поверхностями полумуфт 1 и 6 имеется гарантированный осевой зазор. Для вкл(очения муфты выключателем 13 через токоподвод 12 к нагреватель2 ным элементам 1! подается питающий ток.

Диск 6 нагревается. В процессе его нагрева при температуре А н;1чинается, а при температуре А завершается обратное мартенcHTH0E . превра(пение, под действием которого диск 6 восстанавливает свою высокотемпературную форму (его толщина становится болыпе на — 8О ) и плотно прижимается торцовой поверхностью к фрикционным накладкам 4 и 5 веду(цей полумуфты 1. Крутящий момент передается от ведущей полумуфты 1 к ведомой 6 (фиг. 2 и 3). После

Включения муфты ее экономичность при дальнейшем функционировании обеспечивается снижением электрической мощности, подводимой к нагревательным элементам (отпадает необходимость последующего нагрева диска 6, достаточно лишь поддерживать его температуру близкой к температуре А, чтÎ автоматически отслcжи(3ает термочувствительный регулятор 15 напряжения.

Для выключения муфты выключателем

13 снимают питающее напряжение с нагревательных элементов! 1. Муфта охлаждается.

В пр Оцес се естест вен н Or о охлаждения в материале диска 6 при температуре М начинается, а при температуре М. заканчивается прямое мартенситное превращение, под действием которого толщина диска 6 уменьшается до исходной (фиг. 1). Диск 6 выходит из механического контакта с ведущей полумуфтой 1.

Высокий уровень контактного давления между полумуфтами 1 и 6 при включении муфты предопределяет сс неболыдие габариты для передачи зна штельных крутящих м оментов.

Фрикционная муфта с дистанционным управлением, содержащая ведущую полумуфгу; выполненную В виде полого глухого цилиндра, и ведомую полумуфту, выполненную в виде диска с изменяющейся толщиной и размещенную с зазором внутри веду(пей полумуфты на пол Ом ведомом валу, отли1аюи аяся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения энергопотребления, она снабжена электрическими нагревательными элементами и соединенным с ними терм очувствительн ым регул ятором напряжения, диск ведомой полумуфты выполнен из материалаа, обл адающего эффектом «памяти формы», нагревательные элеменiы размещены внутри диска ведомой полумуфты с равным угловым шагом, а термочувствительный регулятор мощности размещен в полости ведомого вала с им метр ичн о относительно диска и выполнен с настройкой на уменьшенное энергопотребление при температуре завершения обратного мартенситного превращенияя.

1275155

Составитель В. Рсвско

Редактор О. Бугир Техред И. Верес Корректор О. Луговая

Заказ 6545, 27 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта с дистанционным управлением Фрикционная муфта с дистанционным управлением Фрикционная муфта с дистанционным управлением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области конструирования механического привода и может найти применение в различных отраслях машиностроения, где используется передача вращающих моментов между валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шинно-пневматических муфтах для передачи крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шинно-пневматическим муфтам сцепления

Изобретение относится к машиностроению, а именно к шинно-пневматическим муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано , например, в муфтах буровых установок

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения и разъединения валов при передаче больших моментов

Муфта // 1368531
Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения
Наверх