Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Цель изобретения - повышение надежности устройства. Для перевода колес 3 в другое положение отворачивают винт 9, вследствие чего под нажимом пружинного кольца 16 стержни 13 смещаются к центру оси 1, пружинное кольцо 16 выходит из проточки 17 ступицы 7 и утапливается в проточке 15 оси 1. К оси 1 прикладывают крутящий момент, колеса 3 смещаются по оси 1. После того, как каждое из колес 3 установится другой проточкой 17 против проточки 15, винт 9 заворачивают, его конусная часть 12 раздвигает стержни 13, которые разжимают кольцо 16, которое входит в проточку 17. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

союз советсних

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Гю иэОБРетениям и ОТКРытиям

ПРИ ГННТ СССР (?!) 4350651/27-11 (22) 03.11 ° 87 (46) 23.07.89. Бюл. М 27 (71) Производственное объединение

"Ворошиловградский тепловозостроительный завод" (72) Н.Я.Биндер (53) 625.2.012(088.8) (56) Патент Германии Ф 33098, кл. 20 d 31, 1885. (54) РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА РЕПЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Цель изобретения — повьппение надежности устройст„.SU„„1495145 А 1 (511 4 В 60 В 35/10 В 61 F 7/00

2 ва; Для перевода колес 3 в другое положение отворачивают винт 9,вследствие чего под нажимом пружинного кольца 16 стержня 23 смещаются к центру оси 1 пружинное кольцо 16 выходит из проточки 17 ступицы 7 и утапливается в проточке 15 оси 1. К оси l прикладывают крутяший момент, колеса 3 смещаются по оси l. После того, как каждое из колес 3 установится другой проточкой 17 против проточки 15, винт 9 завбрачивают, его конусная часть 12 раздвигает стерж-ни 13, которые разжимают кольцо 16, которое входит в проточку 17.

1 з.п.ф-лы, 5 ил.

3 1495145

Изобретение относится к экипажной части подвижного состава железных дорог, обращающегося на путях с различной шириной рельсовой колеи.

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг,l дана конструкция предлагаемой колесной пары, когда затормаживают ходовые колеса, и проворачивают ось, например, тяговым двигателем, установленным на этой колесной паре при опорноосевой подвеске; на фиг.2 — то же, когда затормаживают ось, а проворачивают ходовое колесо, что наиболее удобно для применения на вагонах, имеющих дисковый. тормоз; на фиг.3 — сечение А-А на фиг.l; на фиг.4 - сечение В-Б на фиг.3; на фиг.5 — расположение деталей фикси- 20 рующего механизма в процессе перевода ходового колеса на другую колею.

Устройство содержит ось 1, имеющую на подступичных частях 2 установленные по резьбе ходовые колеса 3.: 25

На поверхности каждой из подступичных частей 2 оси 1 выполнена как мийимум однозаходная резьба 4, причем резьба на левой и правой подступичных частях противоположного направления. Хо- 30 довые колеса 3 навинчены на подступичные части 2 оси 1 так, что они 1 взаимодействуют контактирующими поверхностями 5 своей резьбы с контактирующими поверхностями 6 резьбы на 35 этих подступичных частях,2.Резьба 4 ,в ступице 7 ходового колеса 3 и на подступичной части 2 оси 1 в попереч- ном сечении по впадинам выполнена с закруглениями. 40

Фиксирукиций механизм 8, в качестве которого использован клиновой механизм, удерживает ходовые колеса на оси 1 в заданном положении. Винт 9 своей реэьбовой частью 10 ввинчен 45 в отверстие 11 по центру оси 1 и на другом конце имеет коническую часть 12, с которой контактируют стержни 13, расположенные в радиальных отверстиях 14 подступичной час" ти 2 оси 1. На подступичной части 2 оси 1 соосно с отверстиями 14 выпол-. нена кольцевая проточка 15, в которой установлено пружинное кольцо 16, в которое упираются торцы стержней 13.S5

В ступице 7 ходового колеса 3 наряду с резьбой 4 имеются, как минимум, две кольцевые проточки 17, в одну из которых соответственно ширине колеи входит и упирается внешней поверхностью пружинное кольцо 16. Пружинное кольцо 16 на внешней поверхности„ 18 имеет зубчатую насечку 19, а на внутренней поверхности — пазы 20 под торцы стержней 13.

Стопорное устройство 21 выполнено в виде шайбы 22, на внутренней поверхности которой имеются шлицы или мелкие зубцы. 23, эацепляющиеся с зубцами на головке винта 9, а на торце шайба 22 имеет отверстия 24 под винты 25, которыми она прикреплена к торцу оси 1.

Работа колесной пары происходит следующим образом .

Передача крутящего момента от зубчатого колеса на ходовое колесо 3 через ось 1, стержни 13 и пружинное кольцо 16.осуществляется за счет момента трения, образованного вкЛючением фиксирукяцего механизма, пружинное кольцо 16 которого стержнями 13 прижато к поверхности кольцевой проточки 17. Сила прижатия создается завинчиванием винта 9. От отворачивания винт 9 предохраняется стопорным устройством 21.

Действия поперечных усилий, стремящихся сместить ходовое колесо 3 вдоль оси 1 колесной пары, компенсируются как эа счет трения между поверхностями пружинного кольца 16 и проточки 17, так и сопротивлением на срез пружинного кольца 16, которое частично утоплено в кольцевой проточке 15 подступичной части 2 и частично входит в кольцевую проточку 17 ступицы 7 ходового колеса 3, а также сопротивлением резьбы 4.

Выполнение резьбы 4 в поперечном сечении с круглыми впадинами способствует уменьшению концентрации напряжений в подступичной части оси.

Перевод предлагаемой раздвижной колесной пары на другую колею может производится как без нагрузки, так и с нагрузкой от подрессоренных масс в системе железнодорожного экипажа (локомотива или вагона), в котором j она установлена. При этим технология обработки колесной пары остается практически одинаковой.

Для перевода на другую колею предложенной раздвижной колесной пары потребуется участок рельсовой колеи специальной конструкции или с посте5 14951 пенным переходом от большей ширины колеи на меньшую (и наоборот), или этот участок может быть выполнен с подвижными в поперечном направлении

° 5 прямыми отрезками рельсов.

Затормаживают ходовые колеса 3, снимают крышку буксы (не показаны), снимают стопорное устройство 21. Отворачивают винт 9, вследствие чего под нажимом пружинного кольца 16 стержни 13 смещаются к центру оси 1 так., что пружинное кольцо 16 выходит из кольцевой проточки 17 ступицы 7 и утапливается также под действием сме- 15 щающихся колес 3 в кольцевой проточке 15 подступичной части 2 оси 1. Теперь связь ходового колеса 3 и оси 1 осуществляется только через резьбу 4.

Через зубчатое колесо прикладывают 2Р к оси 1 крутящий момент так, что, последняя, вращаясь, заставляет каждое из ходовых колес 3 смещаться по оси 1 в противоположном направлении на величину, равную расстоянию между ?5 смежными кольцевыми проточками 17 в ступице 7 и соответствующую разнице между половиной ширины колеи до и после переключения.

После того; как каждое иэ ходовых колес 3 установится своей новой кольцевой проточкой 17 против кольцевой проточки 15 в подступичной части 2 оси 1, под влиянием силы упругости пружинное кольцо 16 войдет в полость этой кольцевой проточки 17. Ходовые колеса 3 становятся в требуемую ширину колеи. Винт 9 заворачивают на требуемую силу затяжки так, что его 4р конусная часть 12 раздвигает стержни 13, торцы которых разжимают пружинное кольцо 16 и его наружная поверхность прижимается с требуемым

45 6 удельным давлением к поверхности кольцевой проточки 17. Устанавливают стопорное устройство 21, крышку буксы и колесная пара готова для работы на пути другой колеи.

В случае затормаживания оси 1 крутящий момент прикладывают со стороны ходовых колес 3, например, прокатыванием всего транспортного средства, В остальном процесс переключения колесной пары происходит аналогично описанному.

Формула изобретения

1. Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства, колеса которой навинчены на соответствующие подступичные участки оси и блокированы устройствами фиксации колес относительно оси, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повыше" ния надежности, каждое устройство фиксации включает в себя пружинное кольцо, размещенное в выполненной на подступичной части оси кольцевой канавке с возможностью захода в кольцевые канавки, которые выполнены на посадочной поверхности колеса, взаимодействующие с внутренней поверхностью пружинного кольца одними концами стержня, установленные в радиальных отверстиях, которые выполнены в оси,и установленный в выполненное в оси осевое отверстие винт с конической головкой для взаимодействия с другими концами стержней.

2. Колесная пара по п .1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что на внешней поверхности пружинного кольца выполнена насечка, а на его внутренней поверхности — пазы, охватывающие одни концы стержней.

l4esrss

iP

Фиг z

4иа. 1

1495145 ур 7

Составитель С.Романов

Техред М.Дидык Корректор М,Максимишинец

Редактор Л. Гратилло

Редактор 4167/14

Тираж 528

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовому транспорту

Изобретение относится к области рудничного транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции ходовых частей подвижного состава для различной ширины колеи

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к устройствам для изменения колеи колес транспортных средств, имеющих независимую подвеску колес

Изобретение относится к области рельсового транспорта

Изобретение относится к ходовой части наземных транспортных средств, а именно к устройствам для синхронного изменения ширины ведущих и направляющих колес трактора

Изобретение относится к железнодорожному транспорту
Наверх