Муфта

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к автоматическим муфтам, Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем обеспечения автоматического разрыва кинематической цепи при отключении привода, а также при сообщении ведомой полумуфте ускоренного вращения . Ведущая 1 и ведомая 2 полумуфты (П) связаны посредством взаимодействующих с нажимным диском (Д) 13 ведущих 3 и ведомых 4 фрикционных элементов (Э), Нажимное кинематическое устройство выполнено в виде тел качения 6, размещенных между нажимным Э 9 и упорным Д 8, Э 9 установлен с возможностью осевого, в пределах заданных зазоров, перемещения относительно тормозного Д 11 и нажимного Д 13. Между Э 9 и Д 13 установлен упругий Э 5. Д 11 подпружинен к тормозному Э 10. При сообщении П 1 вращения тормозной Д 11 отжимается от тормозного Э 10, а фрикционные Э 3, 4 замыкаются. При отключенном приводе ведущая П 1 заторможена, а сжатие фрикционных Э 3,4 отсутствует. При сообщении ведомой П 2 ускоренного вращения ведущая П 1 притормаживается, а Э 3,4 размыкаются . 1 з.п. ф-лы, 2 ил. сл С о XI О о 00

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.l (21) 4615298/27 (22) 05.12.88 (46) 23.09.91.Бюл,М 35 (75) M.Ï.ØèUjêàðåâ е (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Мг 422885, кл, F 16 0 67/02, 1972. (54) МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к автоматическим муфтам, Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств путем обеспечения автоматического разрыва кинематической цепи при отключении привода, а также при сообщении ведомой полумуфте ускоренного вращения. Ведущая 1 и ведомая 2 полумуфты (П) связаны посредством взаимодействую... ЛОДД 1679081 А1 (я)з F 16 0 43/04, 43/22, 67/02 щих с нажимным диском (Д) 13 ведущих 3 и ведомых 4 фрикционных элементов (Э). Нажимное кинематическое устройство выполнено в виде тел качения 6, размещенных между нажимным Э 9 и упорным Д 8, Э 9 установлен с возможностью осевого, в пределах заданных зазоров, перемещения относительно тормозного Д 11 и нажимного Д

13. Между Э 9 и Д 13 установлен упругий Э

5. Д 11 подпружинен к тормозному Э 10. При сообщении П 1 вращения тормозной Д 11 отжимается от тормозного Э 10, а фрикционные Э 3, 4 замыкаются. При отключенном приводе ведущая П 1 заторможена, а сжатие фрикционных Э 3,4 отсутствует. При сообщении ведомой П 2 ускоренного вращения ведущая П 1 притормаживается, а Э 3,4 размыкаются. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1679081

10

20

35

Изобретение относится к машиностроению, а именно к автоматическим муфтам, Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств путем обеспечения автоматического разрыва кинематической цепи при отключении привода, а также при сообщении ведомой полумуфте ускоренного вращения.

На фиг,1 показана принципиальная кинематическая схема муфты; на фиг.2 — нажимной механизм, Муфта содержит ведущую 1 и ведомую

2 полумуфты, связанные посредством ведущих 3 и ведомых 4 промежуточных элементов, установленных с возможностью взаимодействия с упругим элементом 5, нажимной механизм, выполненный в виде тел б качения, размещенных в гнездах 7 переменной глубины между упорным диском 8 и нажимныM элементом 9, тормозной элемент 10 и тормозной диск 11, дополнительный упругий элемент 12, нажимной диск 13, осевой упор 14 и упорную поверхность 15, ограничитель 16 осевого перемещения, дополнительный осевой упор 17, контактирующий с дополнительной упорной поверхностью 18, Ведущие 3 и ведомые 4 промежуточные элементы выполнены в виде фрикционных элементов, установленных с возможностью взаимодействия с нажимным диском 13, Упорный диск 8 жестко закреплен на ведущей полумуфте 1. Нажимной элемент 9 установлен с возможностью вращения и осевого перемещения, Тормозной элемент 10 закреплен неподвижно,.

Тормозной диск 11 подпружинен посредством дополнительного упругого элемента 12 к тормозному элементу 10.

Нажимной элемент 9 установлен с возможностью осевого перемещения относительно тормозного диска 11, который выполнен с осевым упором 14, расположенным с возможностью взаимодействия с упорной поверхностью 15, выполненной на нажимном элементе 9 и расположенной с осевым относительно осевого упора 14 тормозного диска 11 зазором. Дополнительная упорная поверхность 18 выполнена на нажимном диске 13. Дополнительный осевой упор 17 выполнен на нажимном элементе 9 и подпружинен к дополнительной упорной поверхности 18 посредством упругого элемента 5, расположенного между установленными с возможностью осевого относительно друг друга перемещения нажимными элементами 9 и диском 13. Ограничитель 16 осевого перемещения установлен с возможностью взаимодействия с.нажимным элементом 9 и расположен с осевым относительно него зазором. Величина осевого зазора между упорной поверхностью 15 нажимного элемента 9 и осевым упором 14 тормозного диска 11 больше суммарного зазора между фрикционными поверхностями нажимного диска 13 и фрикционных элементов 3 и 4.

Величина осевого зазора между ограничителем 16 осевого перемещения и нажимным элементом 9 больше осевого зазора между осевым упором 14 тормозного диска

11 и упорной поверхностью 15 нажимного элемента 9 и меньше суммарной глубины погружения одного из тел b качения в соответствующие ему гнезда 7 йеременной глубины нажимного элемента 9 и упорного диска 8.

Как вариант, нажимной диск 13 может быть установлен с возможностью контакта с ведомым фрикционным элементом 4, Ведущие 3 и ведомые 4 фрикционные элементы могут быть выполнены в виде набора ведущих 3 и ведомых 4 фрикционных дисков, собранных в пакет и установленных с возможностью осевого -перемещения относительно соответствующих полумуфт 1 и

2, посредством шлицевого соединения.

Возможен также вариант выполнения конструкции, когда фрикционные диски 3 связаны с нажимным диском 13, Ограничитель 16 осевого перемещения может быть выполнен с возможностью регулировки положения относительно оси муфты, Для обеспечения сборки дополнительный осевой упор 17, а также осевой упор 14 могут быть присоединены посредством разъемного соединения, Подвижное в осевом направлении соединение нажимных диска 13 и элемента 9, а также соединение последнего с тормозным диском 11 может быть осуществлено посредством направляющих шпонок 19, Н е подвижное закрепление тормозного элемента 10 достигается связью последнего со станиной или иной корпусной деталью (не. показаны).

На ведущей полумуфте 1 может быть закреплен упор 20, контактирующий с тормозным элементом 10 через упорный подшипник.21. Упругий элемент, выполненный в виде пружины сжатия, может контактировать с тормозным диском 11 через упорный подшипник 22, Тормозной элемент может быть выполнен в виде пакета фрикционных дисков (не показан), подпружиненных купору 20.

Величина осевого зазора между осевым упором 14 и упорной поверхностью 15, а также аналогичная величина между дополнительным осевым упором 17 и дополни1619081

10

20

35

F >F .А, 40

x(K — 1)J — 1, г2+Rcp) т т1

А—

55 жимным диском 13. тельной упорной поверхностью 18 должны учитывать величину допустимого износа фрикционных поверхностей фрикционных элементов 3 и 4, а также тормозных элемента 10 и диска 11.

Кроме того, регулировка указанных зазоров может быть осуществлена в процессе износа регулировкой осевого положения осевого упора 14 и дополнительного осевого упора 17, а также ограничителя 16 осевого перемещения.

Тела 6 качения нажимного кинематического устройства могут быть заключены в сепаратор (не показан), а само устройство может быть выполнено кулачковым.

Величина зазора д1 между осе-ым упором 14 и упорной поверхностью 15 может быть выбрана с учетом соотношения где > д — суммарный осевой зазор между фрикционными поверхностями нажимного диска 13 и фрикционных элементов 3 и 4;

Л вЂ” суммарная величина максимального допустимого износа фрикционных поверхностей нажимного диска 13 и фрикционных элементов 3 и 4;

A> — зазор между дополнительными осевым упором 17 и упорной поверхностью 18.

Предварительная сила сжатия F упругого элемента 12 может быть подобрана с учетом соотношений

А< " " (К вЂ” 1)—

К r г1+Rcp f f1 К r где F> — сила прижатия фрикционных элемен тов3 и 4;

r1 — радиус отверстия нажимного диска

13, сопряженного с цилиндрической поверхностью нажимного элемента 9;

R,p1 — средний радиус трения тормозного диска 11;

f — коэффи:.,иент трения в подвижных соединениях муфты;

f< -- коэффициент трения между тормозным диском 11 и тормозным элементом 10; а- угол между рабочей поверхностью гнезда 7 переменной глубины и осевыми плоскостями муфты; г — радиус окружности, на которой расположены тела 6 качения;

Вср — средний радиус трения фрикционных элементов 3 и 4;

К вЂ” число пар поверхностей трения фрикционных элементов 3 и 4.

Муфта работает следующим образом.

При сообщении вращения ведущей полумуфте 1 тела 6 качения выкатываются из гнезд 7 переменной глубины, и под действием распорной силы перемещается нажимной элемент, Нажимной элемент, первоначально воздействуя на упругий элемент 5, перемещает нажимной диск 13. который сжимает фрикционные элементы 3 и

4. При этом дополнительные осевой упор 17 и упорная поверхность 18 размыкаются, а упорная поверхность 15 входит в контакт с осевым упором 14, и тормозной диск 11 отжимается от тормозного элемента 10. После этого нажимной элемент 9 входит в контак1 с ограничителем 16 осевого перемещения, причем к этому моменту упругий элемениг 5 отжимается до номинальной величины, что соответствует передаче номинального крутящего момента.

При отключении привода, т.е. прекращении сообщения вращения ведущей полумуфте 1, действие распорной силы прекращается. Дополнительный упругий элемент 12 перемещает тормозной диск 11 к тормозному элементу 10 и замыкает последние, что приводит к торможению, При этом упругий элемент 5 перемещает дополнительную упорную поверхность 18 к дополнительному осевому упору 17, которые к моменту прекращения вращения муфты замыкаются, и нажимные элементы 9 и диск

13 устанавливаются в распор, следовательно, сжатие фрикционных элементов 3 и 4 отсутствует и при сообщении вращения ведомой полумуфте 2 вращение на ведущую полумуфту 1 не передается, т,е. кинематическая цепь разрывается. Зазор между осевым упором 14 тормозного диска 11 и упорной поверхностью 15 нажимного элемента 9 может образоваться либо при установке нажимных элемента 9 и диска 13 в распор, либо при сообщении ведомой полумуфте 2 вращения, что приводит к некоторому разведению в результате относительного вращения фрикционных элементов 3 и 4, следовательно, перемещению нажимного элемента 9 совместно с перемещаемым на1679081

".îñòàâèòåëü И.Чикин

Техред М,МОргентал

Корректор Т,Малец

Редактор И,Горная

Заказ 3195 I и р а >х "-, 04 Подписное

ВНИИПИ Государственного:<Омитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 1303 :..„1ЧОО1<ва, М(-35, Раушская наб., 4/5Производственно-изда =: 1cf<.fé комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

HpYi сообщсни1! = Вр мя перелаяи Крутящего М1Змента ведомой полумуфте 2 ускоренного вращения контактируюший с

HB>KYfMHblf4 дискОм 13 8, !cf.f :É g)pt IKLI, A онныЙ элемен1 4, прос1;альэыВВЯ oTHocMTBAt-,Н0 см8>кнОГО с ним 88ö /ùBI r> <>рикционного элемента 3, увлеf<88-,;- нах:и;.::ной диск 13, уменьшая за<,пор:-!у1О силу, Зта п;., и;- Одит: и ..",Пгор:;:<;", Ван IQ ведущеи полумуфты ; >;<.тановке <ча>кимногп элемента 9 и на><имного,диска 13 B oBGBop, снЯ" ию сжатия Веду!Цих 3 и Ведомых 4 фрик цион н ых = -18ментов, а следова гел ьно, исключени1о переда-.и 181:.военного Вращения

ВВДОМОЙ ПОЛУ1.Уф I! ",-,а ВВР, ñÙÓ!О ПОЛУМУфту 1.

<О о О f i у л а и 3 О б p =. т 8 н и . 1 ! . 1 .1 уфта, соде р>кащаЯ Ведущую и Ведомую Г1ол му<ьты, с Вяза и н ы 8 и ОсОBдстВоМ ведуLLINK и Ведомых промеж точных элементов, установле-1ных с :103f.loжностью

Взлимодей{.:TBYf < с уп руги11 элементом, тОр мозной элеь".811т. 88;<ðBïëBHI-:ûë неподвижно, тормозной,.:,ис,<., п1..дпру>киненный посредством дополнительно1о упругого элемента к тормо;1ному элементу и Выполненный с Осевы1., пасом. расположенным с

Возможность10 Взаимодействия с упорной поверхностью. на>1<имной диск, дополнительный orçâoé упор, контактирующий с дополнительной упорнОЙ поверхность1о.

Ограничите;.ь О,;--; .;-о перемешения, а также нажимной механизм., Выполненный в виде жестко закрепленного на Ведущей полумуфте упор cго i,иска, нажимного элемента. установленного с Возмо><ностью вращения, осевого iiBDBfi! BLIfения и Взаимо действия с Ограни .ителе:.". oc;-:Вогс перемещения, и тел качен и51, размещен н ых В гнездах переменной глубины между упорным диском и нажимным элемен1ом, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем обеспечения автоматического разрыва кинематиче5 ской цепи при отключении привода, ведущие и ведомые промежуточные элементы выполнены в виде фрикционных элементов, установленных с возможностью взаимодействия с нажимным диском, до10 полнительная упорная поверхность выполнена на нажимном диске, дополнительный осевой упор выполнен на нажимном элементе и подружинен к дополнительной упорной поверхности посредством упругого

15 элемента, расположенного между нажимными элементом и диском, которые установлены с возможностью осевого перемещения Один относительно другого, упорная поверхность выполнена на нажим20 ном элементе и расположена с осевым относительно осевого упора тормозного диска зазором, величина которого больше суммарного зазора между фрикционными поверхностями нажимного диска и фрикци25 онных элементов, при этом ограничитель осевого перемещения расположен с осевым зазором относительно нажимного элемента, большим осевого зазора между осевым упором тормозного диска и упорной повер30 хностью нажимного элемента и меньшим суммарной глубины погружения одного из тел качения в соответствующие ему гнезда переменной глубины нажимного элемента и упорного диска, 35 2, Муфта по и 1, отличающаяся тем, что, с целью разрыва кинематической цепи при сообщении ведомой полумуфте ускоренного вращения, нажимной диск установлен с возможностью контакта с ведомым

40 фрикционным элементом,

Муфта Муфта Муфта Муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автоматических устройствах муфт-тормозов (МТ)

Муфта // 709871

Муфта // 1539418
Изобретение относится к машиностроению, в частности к разъемным муфтам, и может быть использовано в металлообрабатывающем оборудовании с автоматизированным управлением
Наверх