Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению , к переключаемым косозубым зубчатым передачам. Цель изобретения - повышение надежности передачи с косозубыми колесами -достигается за счет использования дополнительных опорных элементов для передвижных колес, уменьшающих люфты и повышающих жесткость зацеплений. Осеподвижный венец 2 .косозубого колеса в зацеплении с ответным ему колесом 5 оперт на конический диск 11. Геометрические параметры диска 11 выбраны из соото i fift ношений: 2(arctg-j- --Ј)уЈ2 х х (arct9 --t-|),(d-6.5m)dk (d-Btgy),

09) (1I) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s Г 16 Н 1/08, 3/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ. ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ1 (21) 4801532/28 (22) 26.12.89 (46) 29.02.92. Бюл, М 8 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) К.Н, Антюшеня, Л.М. Антюшеня, В.Л. Басинюк и А.А; Якимович (53) 621.833 (088.8) (56) Свирщевский Ю.И., Макейчик И,И. Расчет и конструирование коробок скоростей и передач. Минск, 1976, с. 13, 14, 18, рис, 1.6, Патент Германии O 326176. кл. 47 В 23, 1919. (57) Изобретение относится к машиностроению, к переключаемым косозубым зубчатым передачам, Цель изобретения — повышение с надежности передачи с косозубыми колесами — достигается за счет йспользования дополнительных опорных элементов для передвижных колес, уменьшающих люфты и повышающих жесткость зацеплений, Осеподвижный венец 2.косозубого колеса в зацеплении с ответным ему колесом 5 оперт на конический диск 11. Геометрические параметры диска 11 выбраны из соотношений: 2(агст Ä () By%2 х

$! х (arct z — <-+ф},(б — 6 5m }

< (d — Btgy), (1

1716217

30 где у" угол конусности контактирующих поверхностей диска 11 и венца 2; Р- угол наклона зубьев колес; а — угол зацепления; - угол самоторможения; dK — диаметр большего основания конуса; d — диаметр делительной окружности венца 2; m — модуль зубьев;  — ширина венца. При введении в зацепление венца 2 с колесом 5 осевым пеИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках скоростей и подач металлорежущих станков, имеющих ступенчатое изменение скоростей вращения валов.

Известны многоступенчатые зубчатые

„передачи коробок скоростей и подач станков со сменными колесами.

Недостатками известных конструкций являются сравнительно длительная их перенастройка, а также высокая виброактивность, низкая нагрузочная способность и надежность, Наиболее близкой к предлагаемой является зубчатая передача, содержащая валы, установленные на них зацепляющиеся цилиндрические зубчатые колеса, по крайней мере одно из которых выполнено в виде закрепленного на валу конического упорного диска и установленного с возможностью осевого перемещения спертого выполненной на нем соответствующей внутренней конической поверхностью на диск венца.

Недостатком конструкции является низкая надежность.

Цель изобретения — повышение надежности, Поставленная цель достигается тем, что в зубчатой передаче, содержащей валы, установленные на них зацепляющиеся цилиндрические зубчатые колеса, по крайней мере одно из которых выполнено в виде закрепленного на валу конического упорного диска и установленного с возможностью осевого перемещения опертого выполненной на нем соответствующей внутренней конической поверхностью на диск венца, в передачах с косозубыми колесами, угол конусности соответствующих контактирующих поверхностей диска и венца и диаметр большего основания образованного этими поверхностями конуса выбраны в диапазонах

2 (агстц — () <: у 2 х

sin

sin а х (arctg +(), (d — 6,5m } < dg < тца ремещением венца 2 последний опирается на диск 11, Выбор геометрических параметров диска 11 исключает самовыключение венца 2 из зацепления и повышает жесткость передачи. На контактирующих поверхностях диска 11 и венца 2 могут быть выполнены пазы для. снижения потерь на трение. 1 з. и. ф-лы, 3 ил.

<(d — Btjy), где а — угол зацепления; Р- угол наклона зубьев, — угол самоторможения; d — диаметр делительной окружности; m — модуль зубьев;  — ширина зубчатого венца (расстояние от торца с кольцевой конической проТ«КоА до противолежащего торца зубчатого венца), причем направления наклонов зубьев на шестернях скользящего блока выполнены противоположными друг другу и выбраны из условия поджима шестерни к соответствующему базирующему элементу при передаче нагрузки.

Для уменьшения усилия переключения передач за счет снижения сил трения в сопряжении конических поверхностей базирующих элементов и зубчатых колес на одной из взаимодействующих конических поверхностей пары базирующий элементшестерня выполнены прорези для уменьшения площади контакта упомянутых поверхностей.

На фиг. 1 показана зубчатая передача; на фиг. 2 — схема взаимодействия блока шестерен с базирующим элементом; на фиг.

3 — вариант выбора направления наклона зубьев в зависимости от направления вращения (ведущий элемент — зубчатое колесо

2 блока 1).

Зубчатая передача содержит скользящий блок шестерен 1 с двумя зубчатыми венцами 2 и 3, неподвижный в осевом направлении блока шестерен 4 с венцами 5 и

6, зубчатое колесо 7 постоянно зацепляющееся с венцом 6,.установленные на валах

8, 9 и 10 с возможностью вращения.

На валу 8 со скользящим блоком шестерен 1 установлены базирующие элементы

11, 12 для ограничения радиальных и осевых перемещений скользящего блока шестерен

1 после ввода шестерен 2 или 3 в зацепление на полную рабочую ширину с венцами

5, 6. Зубчатые венцы 2, 3, 5; 6 и 7 выполнены с косыми зубьями. При этом на венцах 2 и 3 направления наклона зубьев (в зависимости от направления вращения вала 8) выбираются таким образом, чтобы при передаче на1716217

40 верхностями диска и венца;

d — диаметр делительной окружности

45 венца;

m — модуль зубьев венца;

 — ширина венца, грузки парами 2-5 или 3 — 6, венцы 2 или 3 поджимались к базирующим элементам 11, 12 под действием силы R (результирующая осевой Рос и радиальной Ррад составляющих нагрузки) (фиг. 2 и 3).

Базирующие элементы 11, 12 выполнены в виде усеченных конусов, обращенных меньшими основаниями к торцовым поверхностям шестерен 2 и 3 скользящего блока

1. На торцовых поверхностях скользящего блока шестерен 1, обращенных к базирующим элементам 11, 12, выполнены ответные базирующим элементам 11 и 12 проточки.

Угол конусности базирующих элементов 11, 12.выбирается из условия действия ре ультирующей осевой и радиальной сил R по нормали к базирующей поверхности 13 или 14.

Р

Pp P где P — окружная сила;

Р- угол наклона зубьев; сС угол зацепления, Тогда y=3tctg . При этом воз1а В.coÿä

tg a„ можно отклонение от нормали к базирующей поверхности в пределах угла самоторможения для исключения перекоса скользящего блока шестерен 1 под действием появляющейся в этом случае направленной вдоль конусной поверхности составляющей результирующей силы R.

С учетом этого з! пЛ sin

2 (arctg — =- — () y 2(arctg +ф).

Диаметр большего основания усеченного конуса образованного конической поверхкостью 15 или 16 на торце зубчатого венца

2 или 3 б» выбирается из условия бк = d - (6,5 . m - В . tgy) так как если dÄ

При бк > d - 6 5 m — толщина обода со стороны торца с конической проточкой становится меньше двух модулей, что приводит к поломке зубьев.

Для уменьшения усилия выключения передач за счет снижения сил трения в сопряжении конических поверхностей 13-16 базирующих элементов 11, 12 и зубчатых колес 2, 3 могут выполняться прорези (на фиг. 1, 2, 3 не показаны), уменьшающие площадь контакта упомянутых конических поверхностей, 5

При работе передачи венец 2 или венец

3 вводится в зацепление соответственно с венцом 5 или венцом 6. После полного ввода в зацепление зубьев венца 2 или зубьев венца 3 скользящий блок шестерен 1 опирается конической опорной поверхностью 15 или 16 на коническую опорную поверхность

13 или 14 базирующих элементов 11 или 12.

При передаче мощности, силы действующие в косозубом зацеплении венцов 2-5 или венцов 2-6 воздействуют на зубчатый венец 2 или 3 таким образом, что скользящий блок шестерен 1.поджимается к базирующим элементам 11 или 12, что позволяет исключить самовыключение блока 1 в процессе работы и устранить радиальные и окружные перемещения блока 1 относительно вала 8. В результате за счет снижения динамической составляющей:нагрузки и повышения коэффициента перекрытия увеличивается нагрузочная способность и снижается виброакустическая активность передачи и, таким образом, повышается надежность.

Передача проста по конструкции, технологична, обладает высокими технико-экономическими показателями.

Формула изобретения

1, Зубчатая передача, содержащая валы, установленные на них зацепляющиеся цилиндрические зубчатые колеса, по крайней мере одно из которых выполнено в виде закрепленного на валу конического упорного диска и установленного с возможностью осевого перемещения опертого выполненной на нем соответствующей внутренней конической поверхностью на диск венца, отл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности передачи с косозубыми колесами, угол конусности соответствующих контактирующих. поверхностей диска и венца и диаметр большего основания образованного этими поверхностями конуса выбраны в диапазонах з! пЛ зиЮ

2 (arctg — () ау 2(агстц — +()

tgQw tg< (d — 6,5m)

Р угол наклона зубьев колес;

aw †.угол зацепления; (— угол самоторможения;

d< — диаметр большего оскования конуса, образованного контактирующими поСоставитель К.H,ÀHòeøåèë

Техред М.Моргентал Корректор О. Ципле

Редак ор А. Долинич

Заказ 598 TNp8® Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушскал наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина,-101.2. Передача по и. 1, о т л и ч а ю щ а лс и тем, что на одной из контактирующих поверхностей диска и венца выполнены пазы.

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Привод // 1610140
Изобретение относится к области машиностроения, точнее к приводам для вращения больших инерционных масс, например антенн РЛС

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроени5о

Редуктор // 896285

Изобретение относится к машиностроению , а именно к дифференциальным во л новым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовыхзубчатых передачах

Изобретение относится к механическим передачам, а именно к волновым герметичным передачам, и может найти применение для передачи движения в герметизированное пространство

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях приводов роботов-манипуляторов и следящих приводов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в планетарных зубчатых передачах

Изобретение относится к станкостроению , в частности к механическим передачам , которые используются в металлорежущих станках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатого привода

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Наверх