Устройство для управления сцеплением транспортного средства
5U 1752591 А1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ .
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (53)5 В 60 К 23/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ - ::." ;,. „":!"", К. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 37 N 36 Ж- (tI< ) 1 (21) 4805850/11 (22) 26,03.90 (46) 07.08.92. Gen. и 29 (71) Украинская сельскохозяйственная академия (72) В.Ф.Ярошенко, А.И.Кубаренко и В.H.Ðûáàëêî (56) Авторское свидетельство СССР М 1463532, кл. В 60 К 23/02, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автотракторной технике и касается устройств для управ- 2 ления сцеплением. Сущность йзобретения: устройство для управления сцейлением содержйт рабочий гидроцилиндр, вйполйенный с дополнительной камерой 32. соединенной при помощи трубопровода с выносным регулировочным цилиндром 34, который размещен в кабине оператора. Выжимной подшипник 15 установлен на ступице 16, которая выполнейа из изолирувщего матерйала, например стеклопластика, полимера. Одновременно выжимной подшипник через оттяйутую пружину соединен электрической проводкой с контрольной лампой, установленной на щитке прйборов . кабины оператора. 2 ил. 1752591 15 подшипник 30 35 ственных комбайнов приводит в конечном Изобретение относится к приводам сцепления тракторов, самоходных комбайнов и других транспортных средств, в которых используются фрикционные сцепления с гидрофицированным механизмом выключения; Известно устойсгво для управления сцеплением, включающее педаль, главный цилиндр, рабочий гидроцилиндр, трубокроводы и рычаги, Для нормальной работы сцепления, т.е.исключаются пробуксовки, и, предотвращения преждевременного износа фрикционных накладок и подшипников выалючения сцепления необходимо иметь зазор между подшипником и отжимными рычагами в пределах 1,5-2,5 мм. Большой зазор приводит к неполному выключению сцепления и затруднению переключения передач. В процессе эксплуатации происходит естественный износ фрикционных накладок, в результате чего зазор уменьшается, При полном выборе зазора отжимной подшипник входит в контакт с отжимным рычагом и начинает постоянно вращаться, уменьшая при этом давление нажимного диска на ведомый. При такой работе износ 2 дисков происходит лавинообразно, в ре- . зультате чего выходят из строя отжимные рычаги, подшипник выключения пружины и т.д. Для восстановления зазора предусматриваются регулировочные винты, с помощью которых можно отвести нажимной подшипник от отжимных рычагов, Однако в процессе эксплуатации трудно определить момент уменьшения зазора до нуля, а расположение регулировочных винтов на самоходных комбайнах и транспортных средствах затрудняет возможность регулировки в полевых условиях. В этой связи регулировка известных механизмов управления сцеплением является трудоемкой и длительной операцией. Известно также устройство для управления фрикционной муфтой транспортного средства, содержащее рабочий гидроцилиндр с дополнительным поршнем и главный цилиндр с управляющей педалью, а также источник давления в виде гидронасоса и аккумулятора, дроссель, два гидрораспределители и трубопроводы. Недостатки известного устройства— сложноса конструкции вследствие наличия целой системы, а в связи с этим и ненадежность в э сплуатации (частые отказы) и невозможность компенсировать износ фрикционных накладок без специальных мастерских. Устройством облегчается только выжим сцепления, но затраты на регулировку и обслуживание s эксплуатации ставят устройство в невыгодное положение. Целью изобретения является повышение удобство эксплуатации. Рабочий цилиндр выполнен с дополнительной камерой, сообщенной трубопроводами с выносным регулировочным цилиндром, при этом ступица. на которой установлен выжимной подшипник, выполнена из изолирующего материала, а также контрольной лампой. установленной на щитке приборов кабины оператора и подключенной к электрической цепи транспортного средства; к которой также через оттяжную пружину подключен:выжимной Наличие контрольной лампы на пульте оператора позволяет контролировать наличие зазора между выжимным подшипником и нажимным рычагом в процессе работы транспортного средства или комбайна. При наличии зазора контакта нет между подшипником и рычагом, а поэтому напряжение на лампочку не подается, лампочка не горит. При отсутствии зазора загорается лампочка, которая сигнализирует о необходимости регулировки указанного зазора Размещение регулировочного цилиндра в кабине оператора-водителя позволяет изменить расстояние между выжимным подшипником и нажимным рычагом без остановки транспортного средства или комбайна, а также не оставляя рабочего места оператора. При этом экономится время на обслуживание машины, а в условиях кратковременной сезонной работы сельскохозяйитоге к повышению сохранности урожая. На фиг. 1. пр".дставлена схема устройства для управления сцеплением с гидравлическими исполнительными органами, на фиг. 2 — схема сцепления с электрическойсистемой контроля зазора. Устройство для управления сцеплением содержит педаль 1, которая посредством тяги 2 и рычага 3, на котором установлен шток 4, обеспечивает воздействие на поршень 5 главного цилиндра 6. Пружина 7 обеспечивает возврат педали в исходное положение. При помощи трубопровода 8 главный цилиндр 6 соединен с рабочим гидроцилиндром 9. Поршень 10, установленный в рабочем гидроцилиндре 9, через шток 11 шарнирно соединен с вилкой 12 выключения сцепления. Вилка 12 опирается средней частью на сферический палец 13, а наружным концом соединена с натяжной пружиной 14. Выжимной подшипник 15 установлен на ступице 16, выполненной из изоляционного (токонепроводящего) мате1752591 5 6 риала, напрймер стеклопластика, капрона, Устройство работает следующим обратефлона и пр. Выжимной подшипник соеди- эом. нен токопроводящей пластиной (не показа- При необходимости отключить двигана) с оттяжной пружиной 17.. тель от коробки 21 перемены передач, наВедущий диск 18 сцепления выполнен пример для включения очередной скорости, заодно с маховиком (в тракторах, автомоби- 5 оператор-водитель нажймает на педаль 1 лях) или в виде шкива (зерноуборочные ком.- сцепления, наприМер, ногой и под действибайны). Ведомый диск 19 снабжен ем:тяги 2 и рычага 3 шток 4 перемещается фрикционными накладками иустановлен йа.. . влево, одновременно перемещается порведущем валу 20 коробки 21 перемены пе-: . шень 5 главного цилийдра 6. Гидротормозредач. Нажимной диск 22 при помощи пру- 10 ная жидкость С-главного цйлиндра под жины 23 обеспечивает силу трейия действием поршня 5 перемещается потруведомого диска 19 с ведущим 18. Отжимной бопроводу 8 в рабочий цилиндр 9, рычаг 24 предназначен для отвода мажим- . При этом давление в рабочей камере ного диска 22 от ведомого диска 19, Таких рабочего цилиндра 9 поднимается и, прерычагов в различных типах сцеплений мо- 15 одолевая усилия пружины 14, поршень 10 жет быть три и больше. Отжимной рычаг 24 совместно со штоком 11 перемещает нижшарнирно соединен с нажимным диском 22 . нюю часть вилки 12 вправо. Верхняя часть и опирается на палец 25, который шарнирно вилки 12 йоворачивается вокруг сферичеустановлен на кожухе 26 сцепления. - .. ского пальца 13, а ее наружная часть упираВ рабочем цилиндре 9 поршень10 уп- 20 ется в стуйицу 16, на которой закреплен лотнен при помощи манжеты 27. В поршень подшийник 15. Ступица 16, преодолевая 10 ввернут дистанционный палец 28, Кроме усилия оттяжной пружины 17, перемещаеттого, в рабочем цилиндре 9 установлен до- ся влево; а нажимной подшипник входиг e полнительный поршень.29, уплотненный с контакт с отжимным рычагом 24. двух сторон манжетами:30 и 31. Дополни- 25 - B этом случае происходит замыкание тельный поршень 29 выделяет в -рабочем цепи контрольной лампы 41 и она эагораетцилиндре дополнительную камеру 32, кото- . ся. Это свидетельствует о нормальной рабо-. рая заполнена рабочей жидкостью (напри-: .те механизма сцепления. В дальнейшем: ., мер, гидротормозной) и посредством .отжимной рычаг24 поворачивается на пальтрубопровода 33 соединена с выносным ре- 30 це 25 по часовой Стрелке и отводит. нажимгулировочным цилиндром 34. ной диск 22 вправо (преодолев усилия. пружин 23). В этом случае ведомый диск 19 В цилиндре 34 установлен поршень 35;: не прижат к ведущему диску 18, т.е. двигакоторый уплотняет манжеты 36 и упирается тель отключен от коробки перемены перев регулировочный винт 37. Контакт между 35 дач. И хотя коленчатый вал двигателя поршнем 35 и регулировочным винтом 37 ..вращается, вал 20 коробки перемены передостигается при помощи пружины 38 сжа- дачостанавливается силами трения и вязко-;. тия. Гайка 39 предназначена для перемены сти жидкости, что дает возможность регулировочного винта 38, а одновременно переключить скорость. При отпускании пеи поршня 35.. - - -:: .: 40 дали под действием сил упругости пружин Кроме того, показан проводник 40 " 23, 17, 14 и 7 в исходное положение возвра(фиг.2), соединяющий изолированный ко- щается нажимной диск 22, ступица 16, вилка нец пружины 17 с контрольной лампой 41, . 12 с поршнем 10, а также поршень 5 и пеустановленной в щитке приборов водителя- даль 1; оператора. Контрольная лампа 41 преднез- 45 При наличии зазора (порядка 2,0-2,5 н ач е на для подачи сйг нала мм) цепь контрольной лампочки разорвана оператору-водителю о том, что зазор между и ее горение прекратится. Это свидетельстнажимным подшипником 15 и рычагом 24 .: вует 0 нормальной работе устройства для выбран. Если контрольная лампа 41 горит .управления сцепления и всего механизма при выжатой педали 1 сцепления, то это 50 сцепления. При нормальной работе сцепленормальное явление, но если лампа горит ние дистанционйый палец 28, ввернутый в при невыжатой педали 1; то это свидетель- поршень 10 оперт на пластину манжеты 31. ствует.о предстоящей аварийной ситуации . В дополнительной камере 32 рабочего цив сцеплении и необходимости срочной регу- линдра ирегулйровочном цилиндре 34усталировки. Проводник 42 предназначен для 55 ковлено избыточйое давлейие, однако соединения контрольной лампочки 41 с ис- поршень 29 не перемещается, так как порточником электропитания, например акку- шень 35, упираясь в регулйровочный вивт муляторной батареей 43.. 37, остается Ме подвижно на месте, 7 1752591 8 В случэв износа накладок ведомого ди- годэря штоку11; поршню 10 и дополнительскэ 19. э тэкже рабочих поверхностей веду- ному пальцу 28 дополнитвльный поршень щего диска 18 и нажимного диска 22 (а в 29 (также влево). Й этом случае вилка 1 2 фрикционных передачах зто неизбежно) на- поворвчивэется вокруг"пальца 13 по ходу жимной диск перемещается несколько вле- 5 часовой стрелки, что йозволяет ступице 16 во (на величину износа) и поворачивает отойти вправо и снова обеспечить зазор рычаг 24 против хода часовой стрелки, Зв- мэжду пбдшипником 15 и рыЧэгом 24. Цег»ь зор между нижней чэстью рычэгэ 24 и вы- контрольной лампочки.прй этом рэзворвнижимным подшипником 15 выбирается, э веется. Горение лампочки прекращается поэтому давление нэжимного диска 22 нэ 10 что свидетельствует 0 рабочем поло»кении ведомый диск 19 уменьшается, Сцепленйе сцепления.; ...:: находится в предвэрительном состоянии. Ф о р М у л э и з".о б p"е"т е н и я При этом электрическая цепь контрОльной, Устройство,фля управления Сцеплением лвмпы 41 замкнута и питание от бэтэреи 43, транспортного средства,"содержэЩее пепри помощи проводников 42 и 40, пружины 15 даль, главный .цилиндр, сообщенный тру17 металлической пластины и упорного под- .. бопроводэми С йсполниТельным цилиндром .. шипника подеется к мессе двигателя. При с дополнительным поганом, вилку сцеплеэтом даже при не нажатой педали 1 конт- ния с выжимным подаиПником, отлй ча юрольнэя лвмпа 41 заложена. Это сигнал вб- . щ i е с я тем, что, с целью повышения дитеаю-оператору для необходимости 20 удобства эксплуатации, оно снабжено высрочной регулировки зэзорэ между выжим-. носным регулировочным цилиндром; рэзменым подшипником 15 и нажимйым рычагом: щенным, нэйример, в кабине оператора, 24. В этом случае водитель-опере гор, йе вы- . при этом рабочий цилиндр выполнен с доходя с кэбинй, при помощи ключей, удер- полнительной камерой; сообщенной труживая квадратный конец регулировочного 25 бопроводэми с выносным рэгулировочным винта 37 одним ключом, вторым, вращая цилиндром, при этом ступице, нэ которой гэйку39, например, почэсовой стрелке,от-. устэновлен выжимной подйийник, выполводит рвгулировочный винт 37 влево.. . нена из изолирующего материала, а также Прй этом поршень 35 под действием контрольной пампой, устэновленйой нэ пружины 38 и избыточного давления в до- 30 щитке приборов кабины оператора и йодполнмтельной камере 32 и регулировочном ключенной к злектроЦейи, к которой тэк»ке . цилиндре 34 перемещается тоже влево. Под через обтяжную пружину подключен выдействием пружины 14 перемещэется блэ- жимной подаипййк, ° 1752591Составитель ВЯрошенко Текред M.Моргемтал Корректор Э.Лончакова Редактор И.Шулла Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 Заказ 2725 . Тираж Подписное В НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035. Москва, Ж-35. Раушская наб„4/6