Устройство для управления сцеплением транспортного средства

 

5U 1752591 А1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ .

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (53)5 В 60 К 23/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ - ::." ;,. „":!"",

К. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

37 N 36 Ж- (tI< ) 1 (21) 4805850/11 (22) 26,03.90 (46) 07.08.92. Gen. и 29 (71) Украинская сельскохозяйственная академия (72) В.Ф.Ярошенко, А.И.Кубаренко и

В.H.Ðûáàëêî (56) Авторское свидетельство СССР

М 1463532, кл. В 60 К 23/02, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автотракторной технике и касается устройств для управ-

2 ления сцеплением. Сущность йзобретения: устройство для управления сцейлением содержйт рабочий гидроцилиндр, вйполйенный с дополнительной камерой 32. соединенной при помощи трубопровода с выносным регулировочным цилиндром 34, который размещен в кабине оператора. Выжимной подшипник 15 установлен на ступице 16, которая выполнейа из изолирувщего матерйала, например стеклопластика, полимера. Одновременно выжимной подшипник через оттяйутую пружину соединен электрической проводкой с контрольной лампой, установленной на щитке прйборов . кабины оператора. 2 ил.

1752591

15 подшипник

30

35 ственных комбайнов приводит в конечном

Изобретение относится к приводам сцепления тракторов, самоходных комбайнов и других транспортных средств, в которых используются фрикционные сцепления с гидрофицированным механизмом выключения;

Известно устойсгво для управления сцеплением, включающее педаль, главный цилиндр, рабочий гидроцилиндр, трубокроводы и рычаги, Для нормальной работы сцепления, т.е.исключаются пробуксовки, и, предотвращения преждевременного износа фрикционных накладок и подшипников выалючения сцепления необходимо иметь зазор между подшипником и отжимными рычагами в пределах 1,5-2,5 мм. Большой зазор приводит к неполному выключению сцепления и затруднению переключения передач. В процессе эксплуатации происходит естественный износ фрикционных накладок, в результате чего зазор уменьшается, При полном выборе зазора отжимной подшипник входит в контакт с отжимным рычагом и начинает постоянно вращаться, уменьшая при этом давление нажимного диска на ведомый. При такой работе износ 2 дисков происходит лавинообразно, в ре- . зультате чего выходят из строя отжимные рычаги, подшипник выключения пружины и т.д.

Для восстановления зазора предусматриваются регулировочные винты, с помощью которых можно отвести нажимной подшипник от отжимных рычагов, Однако в процессе эксплуатации трудно определить момент уменьшения зазора до нуля, а расположение регулировочных винтов на самоходных комбайнах и транспортных средствах затрудняет возможность регулировки в полевых условиях. В этой связи регулировка известных механизмов управления сцеплением является трудоемкой и длительной операцией.

Известно также устройство для управления фрикционной муфтой транспортного средства, содержащее рабочий гидроцилиндр с дополнительным поршнем и главный цилиндр с управляющей педалью, а также источник давления в виде гидронасоса и аккумулятора, дроссель, два гидрораспределители и трубопроводы.

Недостатки известного устройства— сложноса конструкции вследствие наличия целой системы, а в связи с этим и ненадежность в э сплуатации (частые отказы) и невозможность компенсировать износ фрикционных накладок без специальных мастерских. Устройством облегчается только выжим сцепления, но затраты на регулировку и обслуживание s эксплуатации ставят устройство в невыгодное положение.

Целью изобретения является повышение удобство эксплуатации.

Рабочий цилиндр выполнен с дополнительной камерой, сообщенной трубопроводами с выносным регулировочным цилиндром, при этом ступица. на которой установлен выжимной подшипник, выполнена из изолирующего материала, а также контрольной лампой. установленной на щитке приборов кабины оператора и подключенной к электрической цепи транспортного средства; к которой также через оттяжную пружину подключен:выжимной

Наличие контрольной лампы на пульте оператора позволяет контролировать наличие зазора между выжимным подшипником и нажимным рычагом в процессе работы транспортного средства или комбайна. При наличии зазора контакта нет между подшипником и рычагом, а поэтому напряжение на лампочку не подается, лампочка не горит. При отсутствии зазора загорается лампочка, которая сигнализирует о необходимости регулировки указанного зазора

Размещение регулировочного цилиндра в кабине оператора-водителя позволяет изменить расстояние между выжимным подшипником и нажимным рычагом без остановки транспортного средства или комбайна, а также не оставляя рабочего места оператора. При этом экономится время на обслуживание машины, а в условиях кратковременной сезонной работы сельскохозяйитоге к повышению сохранности урожая.

На фиг. 1. пр".дставлена схема устройства для управления сцеплением с гидравлическими исполнительными органами, на фиг. 2 — схема сцепления с электрическойсистемой контроля зазора.

Устройство для управления сцеплением содержит педаль 1, которая посредством тяги 2 и рычага 3, на котором установлен шток

4, обеспечивает воздействие на поршень 5 главного цилиндра 6. Пружина 7 обеспечивает возврат педали в исходное положение.

При помощи трубопровода 8 главный цилиндр 6 соединен с рабочим гидроцилиндром 9. Поршень 10, установленный в рабочем гидроцилиндре 9, через шток 11 шарнирно соединен с вилкой 12 выключения сцепления. Вилка 12 опирается средней частью на сферический палец 13, а наружным концом соединена с натяжной пружиной 14. Выжимной подшипник 15 установлен на ступице 16, выполненной из изоляционного (токонепроводящего) мате1752591

5 6 риала, напрймер стеклопластика, капрона, Устройство работает следующим обратефлона и пр. Выжимной подшипник соеди- эом. нен токопроводящей пластиной (не показа- При необходимости отключить двигана) с оттяжной пружиной 17.. тель от коробки 21 перемены передач, наВедущий диск 18 сцепления выполнен пример для включения очередной скорости, заодно с маховиком (в тракторах, автомоби- 5 оператор-водитель нажймает на педаль 1 лях) или в виде шкива (зерноуборочные ком.- сцепления, наприМер, ногой и под действибайны). Ведомый диск 19 снабжен ем:тяги 2 и рычага 3 шток 4 перемещается фрикционными накладками иустановлен йа.. . влево, одновременно перемещается порведущем валу 20 коробки 21 перемены пе-: . шень 5 главного цилийдра 6. Гидротормозредач. Нажимной диск 22 при помощи пру- 10 ная жидкость С-главного цйлиндра под жины 23 обеспечивает силу трейия действием поршня 5 перемещается потруведомого диска 19 с ведущим 18. Отжимной бопроводу 8 в рабочий цилиндр 9, рычаг 24 предназначен для отвода мажим- . При этом давление в рабочей камере ного диска 22 от ведомого диска 19, Таких рабочего цилиндра 9 поднимается и, прерычагов в различных типах сцеплений мо- 15 одолевая усилия пружины 14, поршень 10 жет быть три и больше. Отжимной рычаг 24 совместно со штоком 11 перемещает нижшарнирно соединен с нажимным диском 22 . нюю часть вилки 12 вправо. Верхняя часть и опирается на палец 25, который шарнирно вилки 12 йоворачивается вокруг сферичеустановлен на кожухе 26 сцепления. - .. ского пальца 13, а ее наружная часть упираВ рабочем цилиндре 9 поршень10 уп- 20 ется в стуйицу 16, на которой закреплен лотнен при помощи манжеты 27. В поршень подшийник 15. Ступица 16, преодолевая

10 ввернут дистанционный палец 28, Кроме усилия оттяжной пружины 17, перемещаеттого, в рабочем цилиндре 9 установлен до- ся влево; а нажимной подшипник входиг e полнительный поршень.29, уплотненный с контакт с отжимным рычагом 24. двух сторон манжетами:30 и 31. Дополни- 25 - B этом случае происходит замыкание тельный поршень 29 выделяет в -рабочем цепи контрольной лампы 41 и она эагораетцилиндре дополнительную камеру 32, кото- . ся. Это свидетельствует о нормальной рабо-. рая заполнена рабочей жидкостью (напри-: .те механизма сцепления. В дальнейшем: ., мер, гидротормозной) и посредством .отжимной рычаг24 поворачивается на пальтрубопровода 33 соединена с выносным ре- 30 це 25 по часовой Стрелке и отводит. нажимгулировочным цилиндром 34. ной диск 22 вправо (преодолев усилия. пружин 23). В этом случае ведомый диск 19

В цилиндре 34 установлен поршень 35;: не прижат к ведущему диску 18, т.е. двигакоторый уплотняет манжеты 36 и упирается тель отключен от коробки перемены перев регулировочный винт 37. Контакт между 35 дач. И хотя коленчатый вал двигателя поршнем 35 и регулировочным винтом 37 ..вращается, вал 20 коробки перемены передостигается при помощи пружины 38 сжа- дачостанавливается силами трения и вязко-;. тия. Гайка 39 предназначена для перемены сти жидкости, что дает возможность регулировочного винта 38, а одновременно переключить скорость. При отпускании пеи поршня 35.. - - -:: .: 40 дали под действием сил упругости пружин

Кроме того, показан проводник 40 " 23, 17, 14 и 7 в исходное положение возвра(фиг.2), соединяющий изолированный ко- щается нажимной диск 22, ступица 16, вилка нец пружины 17 с контрольной лампой 41, . 12 с поршнем 10, а также поршень 5 и пеустановленной в щитке приборов водителя- даль 1; оператора. Контрольная лампа 41 преднез- 45 При наличии зазора (порядка 2,0-2,5 н ач е на для подачи сйг нала мм) цепь контрольной лампочки разорвана оператору-водителю о том, что зазор между и ее горение прекратится. Это свидетельстнажимным подшипником 15 и рычагом 24 .: вует 0 нормальной работе устройства для выбран. Если контрольная лампа 41 горит .управления сцепления и всего механизма при выжатой педали 1 сцепления, то это 50 сцепления. При нормальной работе сцепленормальное явление, но если лампа горит ние дистанционйый палец 28, ввернутый в при невыжатой педали 1; то это свидетель- поршень 10 оперт на пластину манжеты 31. ствует.о предстоящей аварийной ситуации . В дополнительной камере 32 рабочего цив сцеплении и необходимости срочной регу- линдра ирегулйровочном цилиндре 34усталировки. Проводник 42 предназначен для 55 ковлено избыточйое давлейие, однако соединения контрольной лампочки 41 с ис- поршень 29 не перемещается, так как порточником электропитания, например акку- шень 35, упираясь в регулйровочный вивт муляторной батареей 43.. 37, остается Ме подвижно на месте, 7 1752591 8

В случэв износа накладок ведомого ди- годэря штоку11; поршню 10 и дополнительскэ 19. э тэкже рабочих поверхностей веду- ному пальцу 28 дополнитвльный поршень щего диска 18 и нажимного диска 22 (а в 29 (также влево). Й этом случае вилка 1 2 фрикционных передачах зто неизбежно) на- поворвчивэется вокруг"пальца 13 по ходу жимной диск перемещается несколько вле- 5 часовой стрелки, что йозволяет ступице 16 во (на величину износа) и поворачивает отойти вправо и снова обеспечить зазор рычаг 24 против хода часовой стрелки, Зв- мэжду пбдшипником 15 и рыЧэгом 24. Цег»ь зор между нижней чэстью рычэгэ 24 и вы- контрольной лампочки.прй этом рэзворвнижимным подшипником 15 выбирается, э веется. Горение лампочки прекращается поэтому давление нэжимного диска 22 нэ 10 что свидетельствует 0 рабочем поло»кении ведомый диск 19 уменьшается, Сцепленйе сцепления.; ...:: находится в предвэрительном состоянии. Ф о р М у л э и з".о б p"е"т е н и я

При этом электрическая цепь контрОльной, Устройство,фля управления Сцеплением лвмпы 41 замкнута и питание от бэтэреи 43, транспортного средства,"содержэЩее пепри помощи проводников 42 и 40, пружины 15 даль, главный .цилиндр, сообщенный тру17 металлической пластины и упорного под- .. бопроводэми С йсполниТельным цилиндром .. шипника подеется к мессе двигателя. При с дополнительным поганом, вилку сцеплеэтом даже при не нажатой педали 1 конт- ния с выжимным подаиПником, отлй ча юрольнэя лвмпа 41 заложена. Это сигнал вб- . щ i е с я тем, что, с целью повышения дитеаю-оператору для необходимости 20 удобства эксплуатации, оно снабжено высрочной регулировки зэзорэ между выжим-. носным регулировочным цилиндром; рэзменым подшипником 15 и нажимйым рычагом: щенным, нэйример, в кабине оператора, 24. В этом случае водитель-опере гор, йе вы- . при этом рабочий цилиндр выполнен с доходя с кэбинй, при помощи ключей, удер- полнительной камерой; сообщенной труживая квадратный конец регулировочного 25 бопроводэми с выносным рэгулировочным винта 37 одним ключом, вторым, вращая цилиндром, при этом ступице, нэ которой гэйку39, например, почэсовой стрелке,от-. устэновлен выжимной подйийник, выполводит рвгулировочный винт 37 влево.. . нена из изолирующего материала, а также Прй этом поршень 35 под действием контрольной пампой, устэновленйой нэ пружины 38 и избыточного давления в до- 30 щитке приборов кабины оператора и йодполнмтельной камере 32 и регулировочном ключенной к злектроЦейи, к которой тэк»ке . цилиндре 34 перемещается тоже влево. Под через обтяжную пружину подключен выдействием пружины 14 перемещэется блэ- жимной подаипййк, °

1752591Составитель ВЯрошенко

Текред M.Моргемтал Корректор Э.Лончакова

Редактор И.Шулла

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2725 . Тираж Подписное

В НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35. Раушская наб„4/6

Устройство для управления сцеплением транспортного средства Устройство для управления сцеплением транспортного средства Устройство для управления сцеплением транспортного средства Устройство для управления сцеплением транспортного средства Устройство для управления сцеплением транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , конкретно к механизмам управления нубточ сцепления постоянно замкнутого типа

Изобретение относится к транспортной технике, э именно к усилителям привода управления сцеплением транспортных средств, преимущественно автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к усилителям привода управления сцеплением автомобилей , тракторов и строительно-дорожных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях мобильных машин большой мощности

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к усилителям привода управления сцеплением транспортных средств, преимущественно автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам автоматического регулирования зазора в муфте сцепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях пневмоусилителя выключения муфты сцепления транспортного средства

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к усилителям привода управления сцеплением транспортных средств, преимущественно автомобилей

Изобретение относится к автомобильной технике и предназначено для использования при управлении тяговым приводом

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам крепления цилиндров привода сцепления транспортных средств

Изобретение относится к области транспортной техники и может быть использовано в автоматизированных фрикционных сцеплениях для плавного включения фрикционого сцепления транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к автотранспортной технике, к средствам для управления отбором мощности на специальных автомобилях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям

Изобретение относится к трансмиссиям

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к приводам управления сцеплением транспортных машин и стационарных установок

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к цилиндрам гидравлических тормозных систем транспортных средств
Наверх