Патент ссср 200996

 

2ОО996

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл. 47h, 18

Заявлено 15.Х11,1965 (№ 1043343/30-15) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 15."т1111.1967. Бюллетень № 17

Дата опубликования описания 1б.XI,1967

МПК F 06h

УДК 629.1.142:621.825. .54-522.3 (088.8) Комитет ло делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Т

IП. П. Горбунов, К. Я. Львовский и H. A. Щельттцый

Государственный союзный научно-иссчедовательский рактсхфщй,.; институт (НАТИ) = — 1

Авторы изобретения

Заявитель

ГИДРАВЛ И Ч ЕСКАЯ ФР И КЦИОН НАЯ МУФТА ДЛЯ ТРАН СМИ ССИЙ САМОХОДНЬ1Х МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ, И СТАЦИОНАРНЫХ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК

Известны гидравлические фрикционные муф ты для трансмиссий самоходных машин, включающие фрикционные диски, барабан, гидроцилиндр, сливную и подводящую магистрали.

В предлагаемой муфте, с целью ее автоматического отключения при переключении с одной передачи на другую, в гидроцилиндре установлен поворотный диск-распределитель с отверстиями, попеременно соединяющий с гидроцилиндром сливную и подводящую магистрали.

Для ограничения поворота диска-распределителя гидроцилиндр имеет зуб, а барабан— прорезь.

На фиг, 1 изображена описываемая гидравлическая фрикционная муфта; на фиг. 2 — то же, продольный разрез, разрез по А — А, разрез по Б — Б и вид по 8; на фиг. 3 — схема коробки перемены передач.

Му фта включает ступицу 1, у становленную на ведущем валу 2. На периферии ступицы имеется козырек 8, образующий гидроцилиндр управления муфтой. Снаружи на козырьке установлен по посадке движения ведущий барабан 4, имеющий прорези а, в которые входят зубцы б ступицы, и прорези в, в которые входят, выступы на ведущих дисках 5. В гидроцили дре управления установлен поршень б, к которому приклепан один из ведущих дисков, В гидроцилиндре установлен также распределитель 7, соединенный с поршнем штифтами 8 и постоянно поджатый тремя пружинами 9 к плоскости г гндроцилиндра. Плоскость г и прилегающая к ней плоскость рас5 пределителя чисто обработаны, Прорези а ведущего барабана выполнены более широкими, чем зубы б ступицы, так что ведущий барабан может поворачиваться относительно ступицы на угол а.

10 В прорези а входят также выступы д опорного диска 10. Ширина выступов д равна ширине прорези а. Опорный диск связан со ступицей пружинами 11 растяжения, которые отгибнымн ушками соединены со штифтами 12

15 и 13, запрессованными в ступицу и опорный диск. Для восприятия осевых усилий между опорным диском и ступицей установлен роликовый подшипник 14.

Ведомым элементом муфты является ше20 стерня 15, установленная на подшипниках качения на вал 2, и выполненная заодно с ведомым барабаном муфты, который соединен с ведомыми дисками 16.

Для подвода масла в гидроцилиндр муфты

25 в ведущем, вале предусмотрено отверстие е, сообщающееся с тремя равнорасположенными отверстиями ж на плоскости г. На той же окружности, что и отверстия ж, на плоскость г выходят отверстия и, смещенные относитель30 но отверстий ж на угол а. Отверстия и сооб2II0996 щаются с атмосферой посредством радиальных сверлений к. В распределителе просверлены три отверстия л, сообщающие отверстия ж или и с гидроцилиндром.

В коробке использованы шестерни 15, 17, 18 и 19 постоянного зацепления (cì. фиг. 3), а передачи включаются с помощью фрнкцио ных муфт. Первая передача включается посредством предлагаемой муфты I, вторая— посредством обычной фрикционной муфты II c гидравлическим,нажатием.

Перед троганием машины с места, когда»еханизм управления муфтами (на чертеже не показан) установлен в положение «нейтраль», ведущий вал вращается, а ведомый стоит, детали муфты 1 располагаются друг относительно друга так, как показано на фиг. 1. Пружины растяжения, действуя на опорный диск, который связан посредством зубцов с ведущим барабаном, прижимают плоскости м, прорезей а к зубцам б на ступице. Такое положение ведущего барабана относительно ступицы обеспечи вает совмещение отверстий л распределителя 7 с маслоподающим отверстием ж на плоскости г гидроцилиндра. Слнвные отверстия и перекрыты телом распределителя.

При трогании с места посредством механизма управления муфтами подают масло в отверстие е ведущего вала и отверстия ж гидроцилиндра. Так как отверстие л распределителя совмещено с отверстием ж гидроцилиндра, масло поступает в гидроцилиндр. Поршень под действием давления масла передвигается и сжимает пакет дисков. Муфта начинает передавать крутящий момент. Направление момента указано на фиг. 1 и 2. Распределитель остается прижатым к плоскости г пружинами

9 и давлением масла в гидроцилиндре. При трогании с места и при движении на первой передаче зубцы б ступицы прижаты к плоскостям м прорезей а ведущего барабана, так как крутящий момент передается от ступицы к оарабану посредством воздействия зубцов б на эти плоскости.

При переключении с первой на вторую передачу посредством механизма управления муфтами подают масло в муфту II второй передачи, не выключая муфты 1 первой передачи, т. е. создают перекрытие передач. Муфта II заполняется и начинает передавать крутящий момент. При включении муфты П крутящий момент какое-то время передается с ведущего вала на ведомый двумя потоками через муфты 1 и II. Момент, передаваемый муфтой II, возрастает, а момент М>, передаваемый муфтой 1, убывает. Когда крутящий момент, передаваемый муфтой II, вырастет до величины, достаточной для преодоления момента сопро. тивления только с помощью муфты ll, крутящий момент 31> становится равным нулю.

Дальнейшее продолжение перекрытия передач вызовет изменение направления крутящего момента, передаваемого муфтой 1. При этом ведущий барабан 4, связанный с пакетом дисков, стремится обогнать ступицу 1, которая

65 под действием момента Л1 „преодолевая усилие пружины 11, переместится относительно ведущего барабана по часовой стрелке (см. например, фиг. 1) до упора зубцов б ступицы в плоскости н прорезеи а ведущего барабана, т. е. па угол я, При этом сливные отверстия и гидроцилиндра встанут напротив отверстия л распределителя, а подающее отверстие будет перекрыто телом распределителя. Начнется слив из муфты 1, и момент, передаваемый ею, начнет падать. Когда крутящий момспт, передаваемый муфтой 1, станет меньше спредсленной величины (И „ведущий барабан и ступица 1 устанавливаются пружинами 11 в первоначальное относительное положение, т. е. подающие отверстия ж открываются распределителем, а сливпые отверстия и перекрываются. Муфта опять начнет включаться, но как только момент ее превысит величину Л1 <, ступица опять провернется относительно барабана, и весь цикл повторится снова. Гаким образом, перекрытие передач автоматически прекращается, как только муфта второй передачи станет способной преодолеть момент сопротивления на ведомом валу, несмотря на то, что механизм управления муфтами продолжает находиться в положении, соответствующем перекрытию передач.

1lp» установке механизма управления в положение, обеспечивающее подачу масла только в муфту II и слив из муфты I, циклическое движение деталей муфты 1 прекращается, и она ьыключается полностью.

Таким образом, при переключении с первой передачи на вторую достаточно задержать механизм управления в положении, обеспечивающем подачу масла в две муфты на промежуток времени, заведомо больший, чем требуется для включения муфты II. Чрезмерного перекрытия при этом не получится, так как муфта 1 автоматически перестанет передавать момент, как только включится муфта II.

При переключении со второй передачи на первую также необходимо задержать механизм управления в положении, обеспечиваюшем подачу масла в обе муфты. При этом гндроцилипдр муфты 1 заполняется, и вновь начинается циклическое движение деталей муфты. Муфта 1 подготовлена к включению, так как гидроцилиндр муфты заполнен, но не включен. В тот момент времени, когда муфта второй передачи будет выключена посредством механизма управления муфтами, муфта I начнет передавать крутящий момент. Включится первая передача.

Таким образом, для переключения со второй передачи па первую механизм управления задерживается в положении, обеспечивающем перекрытие передач на промежуток времени, заведомо больший, чем требуется для заполнения гидроцилиндра муфты 1.

Предлагаемая муфта может быть установлена в коробке передач, имеющей больше чем две передачи. При этом в коробке может быть нс одна, а две или три таких муфты. Прин20099G,5 цип переключения передач (с задержкой в положении перекрытия передач) остается прежним.

Предмет изобретения

1. Гидравлическая фрикционная муфта для трансмиссий самоходных машин, преимущественно тракторов и стационарных силовых установок, включающая фрикционные диски, ведущий и ведомый барабаны, гидроцилипдр со сливной и маслоподводящими магистралями, от.7!1чиlоиыясл тем, что, с целью автоматического отключения муфты при переключении с одной передачи на другую, в гидроцилиндре установлен поворотный диск-распределитель с

5 отверстиями, попеременно соединяющий с гидроцилиндром сливную и подводящую магистрали.

2. Муфта по п. 1, отлича ощался тем, что, с целью ограничения поворота диска-распреде10 лителя, гидроцилиндр имеет зуб, а барабан— прорезь.

200996

A-4

Фиг 2

Сос авитель 10. К .игтанов

Текред Л. Я. Ьриккер Коррекгоры: В. В, Крылова и Л, В, Иаделяева

Редактор В. Сорокин

Гипография, RD. СапуRQB3, 2

Заказ 3464,1 1праж 535 11одписное

Ц11И14ПИ Комитета по делам изобретений и открытий прн Сове|с Министров CCCP !осквг, Центр, Rp. Серова, д. 4

Патент ссср 200996 Патент ссср 200996 Патент ссср 200996 Патент ссср 200996 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к муфтам сцепления
Наверх