Фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением

 

289695

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Со1оз Советскиз

Ссниалистикескиз

Республик

Зависимое от авт. свидетельства М

М. Кл. В 60k 21(02

F 16d 13 52

Заявлено 22.IV.1968 (Ме 1238442i27-11) с присоединением заявки М

Квинтет по деизм изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Приоритет

УДК 629,113-578-522 (088.8) Опубликовано 23.Х.1972. Бюллетень М 32

Дата опубликования описания 08,1.1973

Авторы изобретения

3. Л. Сироткин, А. В. Зотов, А. С. Лосьмаков, A. Ф. Митяев и В. Я. Корейво

Заявитель

ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА

С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ

Описываемое устройство относится к области автотракторостроения, в частности к фрикционным многодисковым муфтам с гидравлическим управлением, преимущественно для коробок передач, например, автомобилей. 5

Известны фрикционные многодисковые муфты с гидравлическим у правлением, содержащие корпус, комплекты ведущих и ведомых фрикционных дисков, две рабочие камеры с установленными в них с возможностью осево- 10 го перемещения поршнями, нажимной диск и возвратные пружины.

В предлагаемой фрикционной многодисковой муфте с гидравлическим включением с целью увеличения плавности ее включения и по- 15 вышения надежности работы первая и вторая рабочие камеры муфты соединены между собой посредством клапана, причем поршень второй рабочей камеры установлен в цилиндрической полости нажимного диска, а его опо- 20 ра выполнена в виде дисковой пружины и установлена между первым и вторым поршнями.

Кроме того, клапан может быть выполнен в виде двух подпружиненных шариков, распо- 25 ложенных рядом, и установлен в поршне первой рабочей камеры, а нажимной диск можно выполнить с кольцевой проточкой, соединенной отверстиями со второй рабочей камерой муфты, 30

Такое конструктивное выполнение обеспечивает плавное нарастание нажимного усилия за счет последовательного заполнения рабочих камер в процессе включения, увеличивает передаваемый муфтой крутящий момент без применения нажимпых рычагов и повышает плавность включения муфты.

1-1а фиг. 1 изображена фрикциопная муфта в сборе (продольный разрез и сечение по

А — А); на фиг. 2 — фрикцпонная муфта в момент начала соприкосновения ведущих и ведомых дисков (продольный разрез и сечение по

Л вЂ” А); на фиг. 3 — рабочее положение деталей, когда фрикционная муфта полностью включена (продольный разрез и сечение по

А — Л)

Корпус I фрикционной муфты выполнен с наружными пазами, в которые вставлен комплект Веду щих дис1 .ОВ 2 и нажим нов дпс) 8, имеющие возможность перемещаться по указанным пазам B осевом направлении, а также упорный диск 4, зафиксированный от осевого перемещения стопорными кольцами 5 и 6. Между ведущими дисками расположен комплект ведомых дисков 7, подвижно соединенных внутренними шлпцами с ведомым элементом муфты — ступицей 8, в которой выполнены отверстия 9 для подачи смазки между дисками.

289695

Внутри кольцевой полоски корпуса муфты установлен поршень 10, образующий с ней рабочую камеру 11, уплотнение которой производится с помощью металлических уплотпительных колец 12 и 18. Поршень 10 соединен с нажимным диском болтами 14. Возврат поршня 10 в исходное (нейтральное) положение осуществляется отжимными пружинами

15, расположенными между нажимным диском и опорой Iб отжимных пружин, которая крепится к корпусу болтами 17.

В цилиндрической полости нажимного диска 8 расположен кольцевой поршень 18, опирающийся посредством пружин 19 на дисковую пружину 20 и образующий с указанной полостью вторую рабочую камеру 21, уплотняемую с помощью металлических колец 22, 28 и 24. От проворачивания относительно диска 8 поршень 18 фиксируется с помощью штифтов 25.

В рабочую камеру 11 масло подается из главной масляной магистрали по каналу 2б, а в камеру 21 из камеры 11 через клапан, представляющий собой два шарика 27, опирающиеся на пружину 28. Масло имеет возможность заполнять камеру 21 при открытии канала 29 шариками 27 по каналам 80 и канавкам 81. Два шарика, установленных в канале

29, своими диаметральными плоскостями создают подобие пояска золотника, что предотвращает возможность сообщения каналов 29 нагнетания с каналом 82 слива при прохождении диаметральной плоскости переднего шарика 27 зоны пересечения каналов 80 с каналом 29 в процессе наполнения камеры 21.

Пружина 28 вторым концом опирается на регулировочный винт 83, внутри последнего выполнен канал 82, по которому производится слив масла из камеры 21 в первоначальный момент выключения фрикциона. Регулировочный винт 88 установлен в стакане 34, на наружной поверхности которого с целью уплотнения камеры 21 установлено резиновое кольцо 85. На нажимном диске 8 выполнена кольцевая проточка, образующая полость 8б.

Работает описанная фрикцио нная муфта следующим о бразом, При подаче малосла из главной масляной магистрали по каналу 2б в рабочую камеру 11 поршень 10, преодолевая сопротивление отжимных пружин 15, перемещается вправо, выбирая зазоры между ведущими 2 и ведомыми

7 дисками и сжимая их с определенным усилием, обеспечивающим возможность пробуксовки. Величина усилия предварительной затяжки пакета дисков определяется регулировкой пружины 28 шариков 27. Параллельно с перемещением поршня 10 происходит перемещение вправо и второго поршня 18 вместе с диском

3 под действием пружин 19. К моменту начала соприкосновения дисков пружины 19 полностью разжимаются, и усилие, передаваемое ими на поршень 18, близко к нулю. После выбора зазоров в пакете дисков (при этом периферийный канал слива 87 из камеры 11

65 плотно закрывается ведущим диском, прилегающим к диску 8) давление в камере 11 повышается, и под его воздействием шарики 27 перемещаются вправо, и, сжимая пружину 28, открывают вход в каналы 30, по которым масло устремляется в камеру 21, заполняя ее свободный объем.

Под воздействием плавно растущего давления поршень 18 отходит влево, сжимая пружину 19, что обеспечивает плавное нарастание усилия, передающегося»а пакет дисков через нажимной диск 8. При дальнейшем движении влево в камере 21 поршень 18 своей внутренней кромкой садится на внутреннюю кромку дисковой пружины 20. По мере нарастания давления в камере 21 происходит плавная деформация дисковой пружины 20 до упора поршня 18 в нее всей поверхностью. Характеристика дисковой пружины подобрана таким образом, что к моменту окончания работы пружин 19 происходит незначительная ее деформация, а основной прогиб с момента начала контакта поршня 18 и пружины 20 по внутренним кромкам, что обусловливает дальнейшее плавное нарастание давления в камере 21 до окончания хода поршня 18, после чего давление в камерах 11 и 21 вырастает до номинальной величины, обеспечивающей несущую способность фрикционной муфты на всех режимах работы силового агрегата. Во включенном положении фрикционной муфты дренажные утечки масла (незначительные утечки через уплотнения, допускаемые техническими условиями на изготовление фрикционной муфты) происходят из камеры 11 через сливное отверстие 88, а из камеры 21 через щель 89.

Выключение муфты происходит следующим образом.

С помощью механизма управления прекращается подача масла во фрикционную муфту, и канал 2б сообщается со сливом, вследствие чего давление в камерах падает, при этом шарики под воздействием пружины 28 отходят влево, закрывая канал 29 и сообщая камеру

21 со сливом канавки 81 и каналами 80 и 32, а возвратные пружины 15, преодолевая действие центробежного давления в камерах 11 и

21 вращающейся муфты, начинают перемещать нажимной диск вместе с поршнем 10 влево, выталкивая масло на слив из камеры

11 по каналу 2б, при этом, как только нажимной диск начинает отходить влево, открываются периферийные сливные каналы 37 (открытие их облегчается тем, что ведущий диск, прилегающий к нажимному, имеет небольшук тарельчатость, что исключает возможность

«слипания» его с плоскостью диска 8), масло из камеры 21 выталкивается поршнем 18, который перемещается вправо под воздействием пружин 19 через канал 82 и периферийные каналы 87, слив масла из последних ускоряется действием центробежных сил.

Размеры кольцевой проточки в нажимном диске, образующей полость 8б, можно выполнить такими, что давление центробежных сил

289695

Л5

15

У! фиг. 1 рабочей среды на нажимной диск со стороны камеры 21 и полости 86 будут уравновешивать друг друга и тогда величина усилий отжимных пружин 15 будет определяться действием центробежных сил рабочей среды в камере 11, величиной сил трения уплотнительных колец поршня и усилием пружин 19.

Момент .начала открытия каналов 80, характеристики пружины 19, дисковой пружины 20 и диаметры проходных сечений каналов 29 и

80 задаются с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность определенной пробуксовки ведущих и ведомых дисков в первоначальный момент их сжатия, а полное их замыкание (полное включение фрикционной муфты) на всех режимах при трогании автомобиля и при переключении передач производить на плавной кривой нарастания нажимного усилия, которая обеспечивается характеристикой пружин 19 и 20, объемом камеры 21 и скоростью ее наполнения.

Предмет изобретения

1. Фрикционная многодисковая муфта с гид равлическим управлением, содержа!цая кор

П1 с, !.о !! Плекть! ведущих и ведомых дисков, две рабочие камеры с установленными в них с возможностью осевого перемещения поршнями, нажимной диск и возвратные пружины, отличающаяся тем, что, с целью увеличения плавности сс включения и повышения надежности работы, первая и вторая рабочие камеры муфты соединены между собой посредством клапана, причем поршень второй рабочей

ip камеры установлен в цилиндрической полости нажимного диска, а опора поршня выполнена в виде дисковой пружины и установлена межд поршнями.

1s 2.. Фрикционная многодисковая муфта ло и. 1, отлияаюи1аяся тем, что клавдиан выполнен в виде двух подпружиненных шариков, pacno",oæåHíû: .соосно,.н установлен в .поршне правой рабочей камеры.

3, Фрпкционная многодисковая муфта по п, 1, от,!!!чаю! !аяся тем, что нажих! ной диск В! !пол не и с кольцевой проточкой, соединОннОЙ отверстиями со второй рабочей камерой

25 муфты.

289695 гю

Фнг. 3

Составитель О. Гируцкий

Редактор Г. Бялобжеская Техред Т. Миронова

Корректор Н. Прокуратова

Заказ 4243/9 Изд. № 1758 Тираж 406 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением Фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением Фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением Фрикционная многодисковая муфта с гидравлическим управлением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне
Наверх