Дисковый тормоз

 

О Il И С А- Н вЂ” «И"

ИЗОБРЕТЕН И

К ПАТЕНТУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

М, Кл. F 16d 65/12

F 16д 69/00

Зависимое от патента ¹â€”

Заявлено 12.II.1971 (№ 1618851/25-27)

Приоритет 12.II.1970, (№ 7005033, Франция)

Опубликовано 05.XI.1973. Бюллетень № 45

Дата опубликования описания 11.VI.1974.

Государственный камнте!

Совета Мкнистров СССР по делам нзооретеннй и. аткрытнй

УДК 621.597 (088.8) Иностранцы

Рене Люсьен и Жан Маскле (Франция)

Иностранная фирма

«С. A. Месье» (Франция) Авторы изобретения

Заявитель

ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к области машиностроения и главным образом к авиационной промышленности.

Технический погресс в области фрикционных тормозов идет по пути поиска возможностей все большего уменьшения веса и большей допустимой температуры.

Для достижения указанной цели необходимо использовать диски, врашающиеся и (или) неподвижные, из углерода, например из графита, так как эти материалы ооладают преимуществом как с точки зрения веса, так и значительных допустимых температур, однако имеют посредственные механические свойства. Следовательно, создание роторов и статоров целиком из графита, а также приклеивание фрикционных накладок из графита на металлический диск ставит трудные для разрешения задачи.

Цель изобретения — уменьшение веса и обесг ечение более высокой допустимой рабочей температуры.

В предлагаемом дисковом тормозе гнезда

:выполнены в виде глухих отверстий с плоским дном, параллельным торцу, а накладки выполнены из графита и установлены в соответствук щих гнездах с боковым зазором, превышающим величину теплового расширения накладки.

Фрикционная накладка может быть закреплена на каркасе посредством заклепки с потайнс и головкой, причем радиальный зазор, образованный между стержнем последней и отверстием, предусмотренным в накладке, больше бокового зазора.

Накладки могут быть установлены на обеих торцевых поверхностях каркаса и закреплены попарно, причем каждая пара имеет одну заклепку.

Фрикционные накладки могут быть закреплены на каркасе с помощью приклеивания, сварки или пайки, а также пайки с подслойкой. Накладки могут иметь форму цилиндра и трапеции со скругленными углами.

Боковые стороны трапеции наклонены относительно радиуса диска, причем разница кратчайших расстояний концов каждой стороны от радиуса равна величине зазора между двумя соседними накладками.

2О Тормоз может быть снабжен закрепленными на каркасе планками, образующими прямолинейные стороны гнезд.

На фиг. 1 изображен дисковый тормоз (разрез), в котором использованы тормозные диски с графитными накладками; на фиг. 2 диск статора в разрезе; на фиг. 3 — диск ротора; на фиг. 4 — диск статора с вариантом крет ления накладки; Ilà фиг. 5 — тормозной диск с различными формами графитных накладок;

30 на фнг. 6 — участок диска с одним из вариан406378 чов расположения накладок.

Описываемый тормоз содержит диски 1 статора и диски ротора, которые выполнены в виде каркаса 2 с фрикцпоппыми накладками 8 в виде пластин нз графита. Накладки устанавливаются в гпез.qàõ 4 с бокозым зазором а и закрепляются па каркасе посредством заклепок 5 с радиальным зазором б, который больше за зора а. Последш и в свою очередь больше величины теплового расширения накладки, возникающего в процессе работы тормоза.

Под действием тормозного момента каждая накладка опирается своей боковой поверхностью па степку гнезда, это позволяет передать усилия, возникающие при трении с графитных пластин па их металлическую арматуру, главным образом при сжатии графита, прочность графита наилучшая. Для этой цели графитные гластины соответству1ощим образом установлены в гнездах, причем незначительное выступапие каждой пластины пз гнезда достаточно для осуществления трения графита о графит (коэффициент износа контактирующих поверхностей очень мал).

В диске ротора (фиг. 3) графитные накладки расположены с двух сторон каркаса и каждые две накладки закреплены при помощи одной заклепки, Однако каждая накладка может быть закреплена на дне своего гнезда при помощи, например, приклеивания, сварки, пайки и пайки с подслойной (фиг. 4).

Формы накладок могут быть различные (фиг. 5): цилиндрические б, трапецеидальные

7 со скругленными углами, две стороны которых являются криволинейными, а две боковые — прямолинейными, направленными по радиусам диска. Для постепенного входа в контакт краев .противоположных графитных пластин (трущихся одна о другую) прямолинейные стороны их изготовляют с наклоном относительно радиуса диска, по меньшей мере,. па величину зазора между двумя соседними пластинами (пластины 8) .

Гнезда для трапецеидальных накладок могут быть образованы при помощи двух кольцевых буртиков 9 и 10 и при помощи планок 11, которые закрепляют на каркасе. Каркасы вращающихся и невращающихся дисков могут быть изготовлены из металла, например из стали, меди, бериллия, титана, алюминия и их сплавов, а также из любого другого материала с подходящими механическими характеристиками, включая некоторые разновидности графита.

Предмет изобретения

1. Дисковый тормоз, содержащий вращающиеся и певрашающиеся диски, каждый из которых выполнен в виде каркаса с фрикционными накладками, установленными в его гнездах, предусмотренных на торцевых поверхностях. отличающийсll тем, что, с целью уменьшения веса и обеспечения более высокой допустимой

10 рабочей температуры, гнезда выполнены в виде глухих отверстий с плоским дном, параллельным торцу, а накладки выполнены из графита и установлены в соответству.ощих гнездах с боковым зазором, превышающим величину теплового расширения накладки.

2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что фрикционная накладка закреплена на каркасе

IIocppäñònoì заклепки с потайной головкой, причем радиальный зазор, образованный меж20 ду стержнем последней и отверстием, предусмотренным п накладке, больше бокового за;.ора.

3. Тормоз по пп. 1 и 2, отличающийся тем, 25 что накладки установлены на обеих торцевых поверхностях каркаса и закреплены попарно, причем ка кдая пара имеет одну заклепку.

4. Тормоз I. о п. 1, отличающийся тем, что фрикционные накладки закреплены на каркасе посредством сварки.

5. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что фрикционные накладки закреплены посредством приклеивания.

6. Тормоз по и. 1, отличающийся тем, что фрикциопные накладки закреплены посредством пайки.

7, Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что фрикционные накладки закреплены посредством пайки с подслойкой.

8. Тормоз по пп. 1 — 7, отличающийся тем, что фрикциоппые накладки имеют форму цилиндра.

9. Тормоз по пп. 1 — 7, отличающийся тем, что фрикционные накладки имеют форму тра45 пеции со скругленными углами

10. Тормоз по п. 9, отличающийся тем, что боковые cTopcны трапеции наклонены относительно радиуса диска, причем разница кратчайших расстояний концов каждой стороны

50 от радиуса равно величине зазора между двумя соседними накладками.

11. Тормоз iio пп. 9 и 10, отличающийся тем, что он снабжен закрепленными на каркасе планками, образующими прямолинейные сто55 роны гнезд, 406378

Составитель И. Чернышова

Редактор Л. Жаворонкова Техред Л. Богданова Корректор В. Брыксина

Заказ 199 Изд. № 322 Тираж 814 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Типография № 24 Союзполиграфпрома, Москва, 121019, ул. Маркса — Энгельса, 14.

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Наверх