Транспортное средство

 

Изобретение относится к транспортным средствам преимущественно к легковым автомобилям, в частности к элементам кузова, Цел-ь изобретения - снижение низкочастотного шума, излучаемого в окружающую среду. Транспортное средство содержит моторный отсек 2, в котором установлен силовой агрегат 3, и капот 4 моторного отсека, снабженный вентиляционными окнами 5, по крайней мере одно из которых размещено с возможностью пересечения плоскости, проходящей через продольную ось Б-Б моторного отсека транспортного средства. При этом желательно, чтобы геометрический центр вентиляционного окна 5 находился на вертикальной оси, проходящей через центр тяжести О объема моторного отсека. Изобретение за счет оптимального с точки зрения акустики размещения вентиляционных окон в капоте позволяет снизить излучение через вентиляционные окна низкочастотного от возбужденного источниками резонансов воздушного объема моторного отсека и подавить звуковое излучение от колеблющейся поверхности капота. 2 з.п. ф-лы, 6 ил. сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

980

А1 (51 i4 В 62 D 25 10

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЬПИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К A ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21} 4018919/27-11 (22) 05.11.85 (46) 30,03.89. Бюл. И 12 (7l) Волжское объединение по производству легковых автомобилей, Тольяттинский политехнический институт и Московский автомооильнодорожный институт (72) М.И.Фесина, Р,Н,Старобинский и В.Н,Луканин (53) 629.113 (088.8) (56) Заявка Франци.; М 2536719, кл. В 62 П 25/10, 1982. (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к легковым автомобилям, в частности к элементамкузова ° Цель изобретения " снижение низкочастотного шума, излучаемого в окружающую среду. Транспортное средство содержит моторный отсек 2, в котором установлен силовой агрегат 3, и капот 4 моторного отсека, снабженный вентиляционными окнами 5, по крайней мере одно иэ которых размещено с возможностью пересечения плоскости, проходящей через продольную .ось Б-Б моторного отсека транспортного средства. При этом желательно, чтобы геометрический центр вентиляционного окна 5 находился на вертикальной оси, про" ходящей через центр тяжести 0 объема моторного отсека. Изобретение за счет оптимального с точки зрения акустики размещения вентиляционных окон в капоте позволяет снизить излучение через вентиляционные окна низкочастотного шума от возбужденного источниками резонансов воздушного объема моторного отсека и подавить звуковое излучение от колеблющейся поверхности капота. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

1468811

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно к легковым автомобилям, в частности к элементам кузова.

Целью изобретения является снижение низкочастотного шума, излучаемого транспортным средством в окружающую среду.

На фиг.1 схематично изображено транспортное средство; на фиг.2— эпюра распределения давлений воздушного объема моторного отсека на низшей поперечной собственной резонансной форме колебаний;.на фиг.3 — 15 то же, на низшей продольной собственной резонансной форме колебаний; на фиг.4 — сечение А-А на фиг.1 (вариант выполнения вентиляционного окна, снабженного отбор- 20 товкой); на фиг.5 — поперечное сечение тонкой пластины, опертой по периферии; на фиг.6 — низшая форма изгибных колебаний пластины.

Транспортное средство 1 (фиг.1) 25 содержит моторный отсек 2, в котором установлен силовой агрегат 3, и капот

4 моторного отсека 2, снабженный вентиляционным окном 5, пересекающим вертикальную плоскость, проходящую 30 через продольную ось Б-Б моторного отсека 2. Нй фиг.1 показано также

0 — центр тяжести объема моторного отсека 2; В- — ось, пересекающаяся по нормали с продольнои осью Б-Б 35 в центре тяжести О.

Вентиляционное окно 5 капота 4 может быть выполнено с отбортовкой 6

{фиг.4).

Как показали результаты испытаний 40 моторного отсека 2 автомобиля 1, эпюры распределения полей давлений воздушного объема моторного отсека 2 на низших собственных формах колебаний имеют вид косинусоид (фиг.2, 3), при этом узловие (нулевые ) значения давлений воздушного объема моторного отсека 2 на низшей поперечной собственной резонансной форме колебаний располагаются на продольной оси Б-Б (фиг.1) моторного отсека 2, что указывает на целесообразность размещения вентиляционных окон 5 с BQ3можностью пересечения вертикальной плОскОсти прОхОдящей через продоль ную ось Б-Б, т.е. в зоне узлових (нулевых) значений давлений на этой форме. При этом ввысвечивание,звука через вентиляционное окно на низшей поперечной собственной форме колебаний воздушного объема моторного отсека минимально. А так как именно низшая поперечная собственная резонансная форма давлений является определяющей в формировании низко— частотного шума,.то такое размещение вентиляционного окна 5 дает значительное уменьшение низкочастотного шума, излучаемого в окружающую среду, Наиболее низкие значения давлений воздушного объема моторного отсека на низшей продольной собственной резонансной форме колебаний (фиг.3) располагаются на оси В-В,. пересекающейся по нормали с продольной осью Б-Б в центре тяжести 0 объема мо горного отсека (с достаточной точностью можно аппроксимировать моторный отсек в прямоугольный параллелепипед со сторонами L

М, Н, где L — - ширина моторного отсека; М вЂ” длина моторного отсека;

Н вЂ” высота моторного отсека; центр тяжести объема прямоугольного параллелепипеда лежит на пересечении его диагоналей), Поэтому размещение вентиляционного окна 5 таким образом, чтобы геометрический центр вентиляционного окна 5 находился на верти- . кальной оси, проходящей через центр тяжести объема моторного отсека 2, дает минимальное низкочастотное излучение шума через вентиляционное окно 5 в окружающую..среду.

0 другой стороны, учитывая, что максимальный вклад в звуковое излу-. чение от вибрирующего капота 4 вносит зона капота 4 с .наибольшей амплитудой вибрации и наиболее удаленная от периферической части капота 4 (как тонкостенной, опертой по периферии пластины, см, фиг, 5, 6), где может происходить компенсация полей давлений, создаваемых вибрирующим капотом 4, вследствие короткого акустического замь|кания между противопо" ложными поверхностями капота 4 (перетекание среды), наиболее целе" сообразно разместить вентиляционное окно 5 с возможностью пересечения вертикальной оси, проходящей через центр тяжести 0 объема моторного отсека 2, так как в этом случае венти-. ляционное окно 5 размещается в зоне, близкой к максимальной амплитуде и наиболее эффективным путям выравнивания полей давлений между противоз 146881 положными сторонами (лицевой и внутренней) колеблющегося капота 4. Пути выравнивания давлений при этом являются минимально возможными, что обеспечивает наиболее эффективный процесс этого выравнивания по всей вибрирующей поверхности (по направлению к периферической части капота).

Одновременно размещение вентиляционного окна 5 с возможностью пересечег ч вертикальной оси, проходящей через центр тяжести О объема моторного отсека 2, соответствует его размещению вблизи максимума амплитуды (фиг.6) на низшей резонансной вибрационной моде, т.е. в зоне, которая вносит наибольший вклад в звуковое излучение капотом 4 и воздействие названного окна на которую наиболее эффективно. За счет компенсации полей давлений вблизи вентиляционного окна 5 по обеим сторонам (лиг евой и внутренней) колеблющегося капота 4 (как тонкостенной, опертой 25 по периферии пластины) ухудшаются звукоизлучающие качества капота 4 вследствие перехода колеблющейся пластины (капота) в зоне максимальных амплитуд от излучателя типа бес- 30 конечной пластины к излучателю дипольного типа с характерным размером, меньшим длины излучаемой волны, Так как пучность вибрационной моды капота 4 достаточно полога в зо 35 не его геометрического центра (фиг.6), а узлы низших собственных мод воздуш". ного объема мотоотсека 2 в зоне пересечения продольной и поперечной плоскостей моторного отсека, прохо- 40 дящих через центр тяжести его объема, являются ярко выраженными, то вертикальная ось, проходящая через центр тяжести мотоотсека, должна пересекать вентиляционное окно.

Поскольку несовпадение геометрического центра капота с центром тяжести мотоотсека в проекции их на горизонтальную плоскость невелико, оба эффекта — предотвращение высвечивания резонансов воздушного объема

11

50 и подавление излучения вибрационного звука.от капота вследствие короткого акустического замыкания в зоне максимальных амплитуд виброперемещений — реализуются максимально.

Таким образом, выбранная зона для размещения по крайней мере одного вентиляционного окна 5 в капоте 4 является наиболее рациональной как с точки зрения предотвращения излучения через вентиляционное окно низкочастотного шума от возбужденного источниками резонансов воздушного объема мотоотсека, так и с точки зрения подавления излучения от колеблющейся поверхности капота.

Вентиляционные окна 5 могут быть выполнены перфорированными, при этом отверстия перфорации могут быть с отбортовкой 6 (фиг.4), выполняющей функцию отклоняющего или направляющего дефлектора, формула и з обретения

1. Транспортное средство, преимущественно легковой автомобиль, содержащее моторный отсек, в котором установлен силовой агрегат, и капот моторного отсека с окнами для венти-. ляции внутренней полости последнего, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения низкочастотного шума, излучаемого в окружающую среду, окна расположены в полосе шириной

0,1 от ширины моторного отсека, расположенной симметрично относительно линии пересечения вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось моторного отсека автомобиля, с поверхностью капота.

2. Транспортное средство по п.1, и т л и ч а ю щ е .е с я.. тем, что окно расположено в зоне, образованной пересечением вертикального цилиндра с диаметром, равным 0,1 ширины капота, и осью, совпадающей с вертикальной осью, проходящей через центр тяжести объема моторного отсека.

3. Транспортное средство по пп.l и 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что геометрический центр окна расположен на вертикальной оси, проходящей через центр тяжести обьема моторного отсека.

l4688l)

Составитель С.Белоусько

Редактор И,Рыбченко Техред M. Коданич Корректор M.Äåì÷èê

Заказ 1307/20 Тираж 480 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж- 35, Раушская наб., д. 4/5 с

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к легковым автомобилям, а именно к системам вентиляции и отопления салона автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к конструктивным элементам кузовов транспортных средств

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к замку капота автомобиля

Изобретение относится к колесным транспортным средствам

Изобретение относится к системе (2) доступа в кабину транспортного средства (1)

Изобретение относится к автомобилю (2) и крышке (17) задней части автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к вариантам колесных транспортных средств, содержащих несущий кузов, облицованный со стороны пространства пассажирского салона многофункциональными обивками
Наверх