Капот двигателя транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам капотов, закрывающих моторные установки транспортных средств, преимущественно тракторов. Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации транспортного средства путем улучшения доступа к двигателю. Раскрытие капота осуществляется путем сложного вращения каждой из двух правой 1 и левой 2 створок относительно сферического шарнира О(О<SB POS="POST">1</SB>). При этом каждая из них в процессе раскрытия совершает движение, являющееся комбинацией трех более простых движений: подъема вверх вращением вокруг горизонтально-поперечной оси Z - Z, отвода в наружную сторону вращением вокруг вертикальной оси У и разворота вращением вокруг продольной оси, проходящей через линию разъема створок. В закрытом состоянии капот охватывает с правой, левой, передней и верхней сторон двигатель 3 с воздухозаборным и выхлопным 4 патрубками, для выхода которых верхняя поверхность 6 каждой створки капота содержит на линии разъема соответствующие вырезы. Каждая створка связана с рамой трактора механизмом перемещения, состоящим из гидроцилиндров 11 и 12 и направляющего элемента, содержащего фигурный паз 13 и кинематически связанного с пазом ролика 14, закрепленного на рычаге 15. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

„„SU 15181 (51)4 В 62 D 25 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П.(НТ СССР

1 (21) 4265488/30-11 (22) 19.06.87 (46) 30.10.89. Бюл. У 40 (71) Производственное объединение

"Волгоградский тракторный завод им. Ф.Э.Дзерлсинского" (72) В.Б.Смирнов (53) 629 ° 113.011.5/.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

NI 1373614, кл. В 62 D 25/10, 1986.

2 (54) КАПОТ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам капотов, закрывающих моторные установки транспортных средств, преимущественно тракторов. Цель изобретения — повышение удобства эксплуатации транспортного средства путем улучшения доступа к двигателю. Рас1518189

15 крытие капота осуществляется путем сложного вращения каждой из двух правой 1 и левой 2 створок относительно сферического шарнира 0(0,). При этом каждая из них в процессе раскрытия совершает движение, являющееся комбинацией трех более простых движений: подъема вверх вращением вокруг горизонтально-поперечной оси Z-Z о- вода в наружную сторону вращением вокруг вертикальной оси Y и разворота вращением вокруг продольной оси, проходящей через линию разъема створок. В закрытом состоянии капот охИзобретение относится к транспоРтному машиностроению, а конкретнее к механизмам капотов, закрывающих моторные установки транспортных средств, преимущественно тракторов.

Гель изобретения — повышение удобства эксплуатации транспортного средства путем улучшения доступа к двигателю.

На фиг.1 изображена кинематическая схема перемещения створок капота, аксонометрия; на фиг.2 — капот, вид сбоку; на фиг.3 — капот, вид спереди.

Капот выполнен в виде короба (т.е. содержит боковые, торцовые и верхнюю поверхность) и разделен в продольном

35 направлении на левую 1 и правую 2 подвижные створки. В закрытом состоянии капот обрамляет с боковых, передней и верхней сторон моторную установку трактора, включающую двигатель 40

3 с установленными на нем сверху глушителем, с выхлопным патрубком 4 и воздухоочиститель с воздухозаборным патрубком 5. Для выхода наружу через верхнюю поверхность 6 капота глушите- 45 ля и воэдухоочистителя или только их патрубков 4 и 5 на линии 7 разъема, расположенной в вертикальной продольной плоскости двигателя 3, в каждой иэ подвижных частей выполнены соответствующие вырезы 8 и 9. Каждая створка закреплена на элементах 10 рамы трактора посредством сферического шарнира с центрами вращения 0,0 .

Каждая створка связана с рамой трак55 тора с помощью механизма перемещения, состоящего иэ гидроцилиндра 11 или

12 и направляющего элемента со сферической поверхностью, концентричной ватывает с правой, левой, передней и верхней сторон двигатель 3 с воэдухозаборным и выхлопным 4 патрубками, для выхода которых верхняя поверхность 6 каждой створки капота содержит на линии разъема соответствующие вырезы..Каждая створка связана с рамой трактора механизмом перемещения, состоящим иэ гидроцилиндров 11 и 12 и направляющего эле мента, содержащего фигурный паэ 13 и кинематически связанного с пазом ролика 14, закрепленного на рычаге

15. 2 э. п. ф-лы, 3 ил. поверхности сферического шарнира, на которой выполнен фигурный паэ 13 и кинематически связанного с ним элемента качения в виде ролика 14, ось которого проходит через центр сферического шарнира. При этом один иэ этих элементов, например паз, связан с элементом 10 рамы, а другой посредством рычага 15 связан с соответствующей створкой капота..Гидроцилиндр 11 или

12 одним своим концом (например, корпусом) закреплен в шарнире 16 на передней части 17 рамы трактора, а другим концом (например, штоком) — в шарнире 18, расположенном в переднем углу соответствующей створки капота.

При этом шарниры 16 и 18 также выполнены сферическими, а гидроцилиндры 11 и 12 располагаются по наружным краям радиаторного отсека капота, не препятствуя размещению блока радиаторов моторной установки (не показано). Расположение шарниров 16 и 18 гидроцилиндров по отношению к центрам вращения 0 и 0 створок капота и направляющим элементам таково, что на всем протяжении рабочего хода штока линия действия силы цилиндра не лежит в плоскости, проходящей через три точки: центр вращения, центр ролика 14 и центр сферы шарнира 18.

Благодаря этому становится возможным поворот каждой подвижной части относительно центра 0 под действием силы выдвигающегося штока цилиндра, как в продольной, поперечной плоскостях, так и движение разворота относительно продольной оси на угол у, при этом плечо силы действия штока равно величине А (фиг.1).

5 1518

Фигурный паз 13 направляющего эле30 мента выполнен, как последовательная комбинация трех участков, плавно сопряженных между собой, ось каждого иэ которых представляет собой дугу окружности, являющейся следом луча, проведенного из центра сферического шарнира через ось ролика 14, при— вращении луча относительно соответст- 1ð венно горизонтально-поперечной Z-Z, вертикальной Y-Y (Y -Y ) и продольной Х-Х (Х -Х ) осей, проходящих через линию разъема створок 1, 2 короба (образующего капот), или как по- 15 следовательная комбинация двух участков, плавно сопряженных между собой, ось одного иэ которых представляет собой дугу окружности, являющуюся следом пересечения луча, проведенного из центра сферы через ось ролика, со сферической поверхностью направляющего элемента, при одновременном совершении этим лучом вращений относительно двух из осей Z-Z, Y-Y (Ъ -Y ) и Х-Х (Х -Х ), а другого участка — при вращении луча относ.ительно оставшейся иэ осей.

Устройство работает следующим образом.

Оператор приводит в действие гидроцилиндры 11 и 12 или только один из них. При этом, поскольку в каждый момент времени раскрытия, положение каждой створки, например, створки 1 в пространстве определяется тремя точками, обозначенными О, 14 и 18, и внешняя по отношению к системе сила штока, приложенная в точке 18 всегда создает вращающий момент относитель- 40 но трех пространственнь:х осей (Z, Y и Х), проходящих через центр вращения О, то движение створки определяется в каждый момент времени конфигурацией паза 13. Эта конфигурация такова, что под действием силы выдвигающего штока гидроцилиндра створка капота приходит во вращательное движение относительно центра О, являющееся в общем случае комбинацией трех о вращений: продольного относительно поперечной оси Z, поперечного относительно вертикальной оси Y и осевого относительно продольной оси Х.

Реализация указанных движений приводит к тоМу, что правая или левая створка капота или обе они, поднимаются вверх на величину Б, отводятся в сторону наружу на величину В и раз189 6 ворачиваются относительно продольноя о оси Х на угол т, близкий к 90 . В результате оказывается возможным доступ к двигателю и другим агрегатам„

1 асположенным в моторном отсеке со всех сторон: правой, левой, передней и верхней. При этом траектория раскрытия подвижных частей обеспечивает возможность вывода патрубков двигателя наружу через верхнюю поверхность капота. Закрытие подвижных частей капота осуществляется в обратном порядке и, как и открытие, является полностью механизированными.

Формула и э о б р е т е н и я 1 . Капот двигате.пя транспортного средства, выполненный в виде закрывающего силовую установку короба с выреэами для размещения в них воздукоэаборного и выхлопного патрубков, закрепленного на раме посредством по крайней мере одного шарнира с возможностью перемещения относительно двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации ранспортного сред.- ьа путем улучшениь доступа к двигателю, к< об выполнен иэ двух створок, !ra линии разъема которых, расголожгнной в вертикальной продольной плоскости двигателя, выполнены упомянуTblt выреэ.,r, шарнир крепления каждой,:òâî êr; короба к раме выполнен сфери ским, механизм геремещения каждои створки короба выполнен в виде гидроцилиндра, одна часть которого rrraprrrrprro закреплена на раме, а другая шарнирно — на створке короба, прс тивоположной сферическому .иарниру, направляющего элемента со сфериче..кой поверхностью, концентричной поверхности сферического шарнира, на которой выполнен фигурный паз, и взаимодействующего с пазом элемента качения в виде ролика, ось которого проходит через центр сферического шарнира, при этом один из этих элементов закреплен на раме, а другой — на створке короба.

2. Капот по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что фигурный паэ направляющего элемента выполнен, как. последовательная комбинация трех участков, плавно сопряженных между собой, ось каждого из которых представляет собой дугу окружности, являющейся следом луча, проведенного иэ центра с фериче ског

15 лика ого шарни

18189 при в ра через соотв ращении л з ось ветственн уча относ ной, ве но горизонт онтально п н и родольной Ос о а. разъема с

3. К п ра ствоапот п щ и и по п. 1 T л

vvo фиг щего элем гурный па щ мента вь овательна

ыполнен участк ов ая комби а на и

KBK плавно о ой, ось о сопряженных став одного из х между ляет соб ои которь ляющуюся дугу окру х пре д я следом ужности пересеч явчения лу уча с ро

8 о упомянут ои сфе и проведен рической п ч- о енного из поверхност ось ролика центра сфе стью, 5 тим л днов реме серыче е енном с оверно двух ений о попе иэ осей— тносиперечной гориэо ной й, проходя льной и п ство орок короба ез линию а окружности гого участка— ения л ся сл пове луча со с ледом

У ере3 щении пуча лика п з осей. ельно ос тавшейся

1518189 ие. 2

Составитель А.Лапинский

Редактор А.Долинич Техред А.Кравчук Корректор О. Кравцова

Заказ 6549/22 - Тираж 480

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб ., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Капот двигателя транспортного средства Капот двигателя транспортного средства Капот двигателя транспортного средства Капот двигателя транспортного средства Капот двигателя транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам преимущественно к легковым автомобилям, в частности к элементам кузова, Цел-ь изобретения - снижение низкочастотного шума, излучаемого в окружающую среду

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к легковым автомобилям, а именно к системам вентиляции и отопления салона автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к конструктивным элементам кузовов транспортных средств

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к замку капота автомобиля

Изобретение относится к колесным транспортным средствам

Изобретение относится к системе (2) доступа в кабину транспортного средства (1)

Изобретение относится к автомобилю (2) и крышке (17) задней части автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к вариантам колесных транспортных средств, содержащих несущий кузов, облицованный со стороны пространства пассажирского салона многофункциональными обивками
Наверх