Подшипниковый узел

 

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности. Подшипниковый узел имеет самоустанавливающийся вкладыш 1, закрепленный на опорной поверхности щита 2 с помощью пружинных держателей 3. На поверхности вкладыша 1, сопряженного с валом 4 выполнена винтовая канавка 5, а на валу - кольцевые канавки 6, сопряженные с канавкой 5. При работе электродвигателя в канавках 5 и 6, заполненных смазкой, возникает микрогидроудар за счет колебаний электродвигателя. В результате этого подшипник отжимается от опорной поверхности щита и вкладыш проворачивается, что обеспечивает его равномерный износ и повышает надежность. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИ Ч Е СКИХ

РЕсПуБлик

ГОСУДАР СТВ Е ННЫ И КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ! ъ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4716635/07 (22) 27.07.89 (46) 15.07.91. Бюл. ¹ 26 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро бытовых кон- . диционеров (72) Ф.Х.Кулиев, О,М,Эйбатов и P.Á,Áàãèðîâ (53) 621.313,713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 447796, кл. Н 02 К 5/16, 1970.

Авторское свидетельство СССР №193850, кл, F 16 С 17/02, 1968. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (57) Изобретение относится к машиностроению, Цель изобретения — повышение на„„SU „„ 1663257 А1 (si)s Р 16 С 17/02, Н 02 К 5 /16 дежности. Подшипниковый узел имеет самоустанавливающийся вкладыш 1, закрепленный на опорной поверхности щита .2 с помощью пружинных держателей 3. На поверхности вкладыша 1, сопряженного с валом 4 выполнена винтовая канавка 5, а на валу — кольцевые канавки 6, сопряженные с канавкой 5. При работе злектродвигателя в канавках 5 и 6, заполннных смазкой, возникает микрогидроудар за счет колебаний электродвигателя. В результате зтого подшипник отжимается от опорной поверхности щита и вкладыш проворачивается, что обеспечивает его равномерный износ и повышает надежность. 1 ил.

1663257

Формула изобретения

Составитель Ю.Воинов

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О,Ципле

Редактор С,Титова

Заказ 2249 Тираж 438 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции подшипникового узла электродвигателя, преимущественно малой мощности., Цель изобретения — повышение надежности.

На чертеже изображен подшипниковый узел, продольный разрез (на примере электродвигателя), Подшипниковый узел представляет собой самоустанавливающийся вкладыш 1, закрепленный на опорной поверхности щита 2 электродвигателя с помощью пружинных держателей 3, с вкладышем сопряжен вал 4 ротора электродвигателя. На поверхности вкладыша 1, сопряженной с валом 4, выполнена винтовая канавка 5, а на валу— кольцевые канавки 6, сопряженные с винтовой канавкой. Кроме того, на валу закреплен маслоотражатель7, крышки 8 и 9, ограничивающие подшипниковый узел, .служат для удержания фитильной смазки 10. Винтовая канавка 5 имеет выход только на один из торцов вкладыша 1.

При работе электровигателя канавки 5 и 6 заполняются маслом, поступающим из фитильной смазки 10, при этом винтовая канавка выполняет функцию микронасоса, ускоряющего циркуляцию масла, которое, выходя из канавки, попадает на вал элект,родвигателя и маслоотражателем 7 сбрасывается на поверхность фитильной смазки

10, а затем вновь подается в зону трения, Поскольку вал электродвигателя колеблется вдоль оси с малой амплитудой, масло, находящееся в кольцевых канавках 6, воздействует на масло в винтовых канавках и при перемещении вала в сторону глухого конца канавки возникает микрогидроудар, передающийся на вкладыши через винтовую поверхность канавки, Осевая составляющая

5 усилия, возникающего от действия гидроудара, отжимает подшипник от опорной поверхности щита, а тангенциальная составляющая одновременно проворачивает вкладыш на некоторый угол, что обеспе10 чивает его равномерный износ.

При движении вала в сторону конца винтовой канавки, выходящей на торец вкладыша, усиливается насосный эффект, т,е, скорость циркуляции масла. Винтовых

15 канавок может быть несколько (многозаходная резьба) в зависимости от условий работы подшипника.

Предложенное техническое решение позволяет обеспечить равномерный износ

20 вкладыша, улучшить его охлаждение за счет усиления циркуляции масла, а также обеспечить самоочистку поверхностей трения при работе в условиях повышенной запыленности, 25

Подшипниковый узел, содержащий вкладыш с винтовыми канавками на внут30 ренней поверхности и вал с канавками на наружной поверхности, сопряженными с канавками вкладыша, отл ича ю щийся тем, что, с целью повышения надежности, вкладыш выполнен в виде самоустанавлива35 ющейся втулки, винтовя канавка вкладыша имеет выход только на один из торцов, а канавки на валу выполнены кольцевыми,

Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к конструкции подшипниковых узлов электрических машин преимущественно малой мощности

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к турбогенераторам подвесного исполнения

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к подшипниковому узлу скольжения, и может быть использовано в узлах трения тяжелонагруженных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в регулируемых опорах скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к прокатному производству и наиболее эффективно может быть использовано в нажимных устройствах листовых прокатных станов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения для судовых электрических машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опоре скольжения, и может быть использовано в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения

Изобретение относится к судостроению, в частности к действующим подшипникам, и предназначено для использования на судах, преимущественно на ледоколах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах
Наверх