Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства

 

Изобретение относится к средствам повышения комфортабельности транспортных средств, а именно к регулировочным устройствам сидений транспортных средств. Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит салазки, на которых закреплен каркас сиденья, продольные направляющие, размещенные в основании для перемещения салазок. Механизм перемещения салазок включает в себя ходовой винт, закрепленный в основании, размещенный резьбовым концом в сторону каркаса спинки сиденья параллельно направляющим и связанный с салазками резьбовым соединением, а другим концом закрепленный в поперечине основания, и регулировочный валик, размещенный поперек ходового винта с образованием с ним кинематической связи. Устройство снабжено продольными направляющими, размещенными на салазках для перемещения по продольным направляющим основания. Ходовой винт закреплен в поперечине основания неподвижно и образует резьбовое соединение с гайкой, закрепленной на салазках и кинематически связанной с регулировочным валиком. Кроме этого, ходовой винт кинематически соединен с регулировочным валиком, имеющим ручку, червячной парой, колесо которой жестко закреплено на ходовом винте, а червяк расположен на регулировочном валике, установленном в цапфах основаниях. Кинематическая связь ходового винта с регулировочным валиком, имеющим ручку, может быть осуществлена цевочным механизмом, цевочное колесо которого жестко закреплено на ходовом винте, а цевка расположена на регулировочном валике, установленном в шарнирах основания. Ходовой винт с резьбовым концом и направляющие размещены с уклоном в сторону каркаса спинки сиденья. Технический результат - создание простой конструкции устройства для продольного перемещения сиденья транспортного средства и обеспечение повышенной комфортности при обслуживании сиденья в транспортном средстве. 3 з.п.ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к средствам повышения комфортабельности транспортных средств, а именно к регулировочным устройствам сидений транспортных средств.

Известно устройство для регулирования сиденья транспортного средства по высоте (см. а.с. СССР №718310), содержащее шарнирно-рычажный механизм в виде параллелограмма, подвижные качающиеся звенья которого выполнены в виде двуплечих рычагов, соединенных опорными плечами с основанием сиденья и связанных противоположными плечами с тягой, установленной между подвеской и основанием сиденья с возможностью вращения вокруг своей продольной оси и связанной с передним двуплечим рычагом при помощи сферических упоров, а с задним двуплечим рычагом - резьбовым соединением. Причем на одном из двуплечих рычагов закреплена рукоятка с фиксатором.

Однако указанное устройство не позволяет обеспечить необходимое продольное перемещение сиденья и является конструктивно сложным.

Известно устройство для продольного перемещения транспортного средства (см. патент РФ №2133201), содержащее салазки, связанные с сиденьем и установленные в продольных направляющих, механизм перемещения салазок, выполненный винторычажным и включающий в себя закрепленный на элементах основания поперек продольных направляющих с возможностью перемещения вдоль них ходовой винт с участками правой и левой резьбы, на которые навинчены соответствующие гайки. Гайки шарнирно связаны с концами соответствующих пар рычагов, которые другими концами непосредственно или через дополнительные рычаги связаны соответственно с основанием и салазками.

Недостатком этого устройства является конструктивная сложность механизма перемещения салазок, что усложняет конструкцию устройства, увеличивает трудоемкость его изготовления и усложняет регулировку сиденья.

Известно устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства (см. патент Великобритании №144017, B 60 N 1/08, 10.06.1920), содержащее салазки, на которых закреплен каркас сиденья, продольные направляющие, размещенные в основании для перемещения салазок, и механизм перемещения салазок, включающий в себя ходовой винт, закрепленный в основании, размещенный резьбовым концом в сторону каркаса спинки сиденья параллельно направляющим и связанный с салазками резьбовым соединением, а другим концом закрепленный в поперечине основания, и регулировочный валик, размещенный поперек ходового винта с образованием с ним кинематической связи.

Это устройство проще по конструкции, чем устройство по патенту РФ №2133201, но имеет следующие недостатки: исполнение ходового винта с обеспечением его вращения ограничивает жесткость конструкции сиденья и усложняет устройства его посадочных мест и привода, создает неудобства с позиций эргономики при обслуживании.

Устройство по патенту Великобритании №144017 взято за прототип, т.к. имеет наибольшее количество общих признаков с предложенным решением.

Задачей изобретения является упрощение конструкции и создание повышенной комфортабельности при обслуживании сиденья в транспортном средстве за счет сокращения кинематических пар и звеньев в механизме перемещения салазок и обеспечения возможности постоянства местонахождения ручки регулировочного валика относительно подушки сиденья транспортного средства при его эксплуатации.

Поставленная задача достигается тем, что устройство, содержащее салазки, на которых закреплен каркас сиденья, продольные направляющие, размещенные в основании для перемещения салазок, и механизм перемещения салазок, включающий в себя ходовой винт, закрепленный в основании, размещенный резьбовым концом в сторону каркаса спинки сиденья параллельно направляющим и связанный с салазками резьбовым соединением, а другим концом закрепленный в поперечине основания, и регулировочный валик, размещенный поперек ходового винта с образованием с ним кинематической связи, снабжено продольными направляющими, размещенными на салазках для перемещения по продольным направляющим основания, при этом ходовой винт закреплен в поперечине основания неподвижно и образует резьбовое соединение с гайкой, закрепленной на салазках и кинематически связанной с регулировочным валиком.

Кроме этого, ходовой винт кинематически соединен с регулировочным валиком, имеющим ручку, червячной парой, колесо которой жестко закреплено на ходовом винте, а червяк расположен на регулировочном валике, установленном в цапфах основания.

А также ходовой винт кинематически соединен с регулировочным валиком, имеющим ручку, цевочным механизмом, цевочное колесо которого жестко закреплено на ходовом винте, а цевка расположена на регулировочном валике, установленном в шарнирах основания.

При этом ходовой винт с резьбовым концом и направляющие размещены с уклоном в сторону каркаса спинки сиденья.

На фиг.1 изображено устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства в обстановке автомобиля, вариант размещения регулировочного валика в цапфах или шарнирах основания, вид сбоку.

На фиг.2 - разрез Б-Б фиг.1 с кинематической связью в виде червячной пары.

На фиг.3 - разрез Б-Б фиг.1 с кинематической связью в виде цевочного механизма.

На фиг.4 - разрез Г-Г фиг.2.

На фиг.5 - разрез Д-Д фиг.3.

На фиг.6 изображено устройство в обстановке автомобиля, вариант размещения регулировочного валика в цапфах салазок, вид сбоку.

На фиг.7 - разрез Б-Б фиг.6.

На фиг.8 - разрез Г-Г фиг.7.

На фиг.1 и 6 изображены обозначения по ОСТ 37.001.458-57 “Взаимное расположение основных элементов рабочего места водителя легковых автомобилей”.

53- горизонтальное расстояние от точки R до точки В (пятки);

61 - горизонтальное расстояние от точки R до точки А педали подачи топлива;

Н30 - вертикальное расстояние от точки R до точки В (пятки);

R - контрольная точка посадки (ГОСТ 20304-89);

А - контрольная точка педали подачи топлива;

В - контрольная точка пятки водителя (манекена);

8° - минимальный угол отклонения спинки сиденья от вертикальной плоскости (оси Z);

- регулируемый угол отклонения спинки сиденья от вертикальной плоскости (оси Z);

- угол наклона салазок (сиденья) относительно горизонтали (оси X).

Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит салазки 1, на которых закреплен каркас 2 спинки 3 сиденья 4. Каркас 2 спинки 3 сиденья 4 соединен с салазками 1 посредством механизма регулирования 5 угла наклона спинки 3 сиденья 4. Продольные направляющие 6 размещены в основании 7 и служат для перемещения салазок 1 с помощью механизма перемещения салазок 1.

Механизм перемещения салазок 1 включает в себя ходовой винт 8 и регулировочный валик 9.

Ходовой винт 8 одним концом закреплен в поперечине 10 основания 7 неподвижно. На другом конце ходовой винт 8 имеет резьбу для связи с салазками 1 резьбовым соединением. Резьбовой конец ходового винта 8 размещен в сторону каркаса 2 спинки 3 сиденья 4 параллельно продольным направляющим 6. При этом ходовой винт 8, закрепленный в поперечине 10 основания 7 неподвижно, образует резьбовое соединение с гайкой 11, закрепленной на салазках 1 и кинематически связанной с регулировочным валиком 9. Регулировочный валик 9 размещен поперек ходового винта 8, образует с ним кинематическую связь и имеет ручку 12 для привода регулировочного валика 9. Ручка 12 размещена на конце регулировочного валика 9.

Продольные направляющие 13 размещены на салазках 1 и служат для перемещения по продольным направляющим 6 основания 7. Продольные направляющие 6, ходовой винт 8 и продольные направляющие 13 установлены с уклоном под углом в сторону спинки 3 сиденья 4.

Кинематическая связь ходового винта 8 с регулировочным валиком 9 может осуществляться червячной парой, колесо 14 которой жестко закреплено на ходовом винте 8, а червяк 15 расположен на регулировочном валике 9, при этом ходовой винт 8 закреплен неподвижно в поперечине 10 посредством цапфы 16, а регулировочный валик 9 установлен в цапфах (шарнирах) 17 основания 7.

При осуществлении кинематической связи ходового винта 8 с регулировочным валиком 9 червячное колесо 14 (кроме указанного выше) может быть жестко связано с гайкой 11, закрепленной на салазках 1, а регулировочный валик 9 с червяком 15 установлен в цапфах 18 салазок 1. При этом ходовой винт 8 заштифтован в цапфе 16 поперечины 10 основания 7 от проворота.

Ходовой винт 8 может быть кинематически соединен с регулировочным валиком 9 цевочным механизмом, цевочное колесо 19 которого жестко закреплено на ходовом винте 8, а цевка 20 расположена на регулировочном валике 9, установленном в шарнирах 21 основания 7.

На переднем конце ходового винта 8 может быть установлена рукоятка 22, которая служит для привода ходового винта 8, например, в наладочном режиме, при ремонте, причем в цевочном механизме имеется возможность обеспечения привода как со стороны цевочного колеса 19, рукояткой 22, так и со стороны цевки 20 ручкой 12.

Устройство работает следующим образом. Продольное перемещение сиденья 4 может осуществляться с помощью ручки 12, а при использовании цевочного механизма кроме ручки 12 и рукояткой 22.

При размещении регулировочного валика 9 в цапфах 17 основания 7: вращением рукоятки 12 вращают регулировочный валик 9, который червяком 15 передает вращение червячному колесу 14. Червячное колесо 14 вращает ходовой винт 8 в цапфе 16 и гайке 11, перемещая последнюю в продольном направлении вместе с салазками 1, каркасом 2 со спинкой 3 и сиденьем 4. Ходовой винт 8 при этом остается неподвижным в осевом направлении.

При размещении регулировочного валика 9 в цапфах 18 салазок 1: вращением ручки 12 вращают регулировочный валик 9, червяк 15 которого вращает червячное колесо 14, жестко размещенное на гайке 11 и передает ей вращение. Гайка 11 перемещается в продольном направлении, увлекая за собой салазки 1, каркас 2 и спинку 3 с сиденьем 4. При этом ходовой винт 8 заштифтован (не вращается) и также остается неподвижным в осевом направлении.

При осуществлении кинематической связи между ходовым винтом 8 и регулировочным валиком 9 с помощью цевочного механизма устройство работает следующим образом. Вращением ручки 12 вращают регулировочный валик 9, который передает вращение цевке 20, а затем цевочному колесу 19. Цевочное колесо 19 вращает ходовой винт 8 в цапфе 16 и гайке 11, перемещая последнюю в продольном направлении вместе с салазками 1 и закрепленными на салазках 1 каркасом 2 со спинкой 3 и сиденьем 4. Ходовой винт 8 при этом остается неподвижным в осевом направлении.

После установки необходимого положения сиденья 4 фиксирование салазок 1 от самопроизвольного движения не требуется вследствие наличия эффекта самоторможения в резьбовом соединении между ходовым винтом 8 и гайкой 11.

Таким образом, предлагаемое устройство обладает простотой конструкции и повышенной комфортабельностью при обслуживании сиденья в транспортном средстве за счет сокращения кинематических пар и звеньев в механизме перемещения салазок и возможности обеспечения постоянства нахождения ручки регулировочного валика относительно подушки сиденья транспортного средства при его эксплуатации.

Формула изобретения

1. Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащее салазки, на которых закреплен каркас сиденья, продольные направляющие, размещенные в основании для перемещения салазок, и механизм перемещения салазок, включающий в себя ходовой винт, закрепленный в основании, размещенный резьбовым концом в сторону каркаса спинки сиденья параллельно направляющим и связанный с салазками резьбовым соединением, а другим концом закрепленный в поперечине основания, и регулировочный валик, размещенный поперек ходового винта с образованием с ним кинематической связи, отличающееся тем, что оно снабжено продольными направляющими, размещенными на салазках для перемещения по продольным направляющим основания, при этом ходовой винт закреплен в поперечине основания неподвижно и образует резьбовое соединение с гайкой, закрепленной на салазках и кинематически связанной с регулировочным валиком.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ходовой винт кинематически соединен с регулировочным валиком, имеющим ручку, червячной парой, колесо которой жестко закреплено на ходовом винте, а червяк расположен на регулировочном валике, установленном в цапфах основания.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ходовой винт кинематически соединен с регулировочным валиком, имеющим ручку, цевочным механизмом, цевочное колесо которого жестко закреплено на ходовом винте, а цевка расположена на регулировочным валике, установленном в шарнирах основания.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ходовой винт с резьбовым концом и направляющие размещены с уклоном в сторону каркаса спинки сиденья.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к оборудованию кабин летательных аппаратов, в частности к устройствам для крепления кресел

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам регулировки сидени-й транспортных средств

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к сиденьям легковых автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к направляющим устройствам для регулирования продольного положения сиденья транспртного средства

Изобретение относится к усиливающим конструкциям для пола кузова пассажирских автомобилей, прежде всего легковых

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для установки на рабочем месте сиденья транспортного средства, в частности кресла машиниста локомотива

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к салазкам механизма продольного перемещения переднего сиденья автомобиля

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к салазкам механизма продольного перемещения переднего сиденья автомобиля

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к блокирующему элементу салазки механизма продольного перемещения сиденья автомобиля

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к салазке механизма продольного перемещения переднего сиденья автомобиля

Изобретение относится к области универсальных транспортных средств, способных перемещаться как по дорогам, бездорожью, так и по рельсовым путям железных дорог
Наверх