Подъемно-поворотное сиденье для транспортных средств
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
303227
Со сз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 23.1Х.1968 (№ 1272619/27-11) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 13.Ч.1971. Бюллетень ¹ 16
Дата опубликования описания 1 VII.1971
МПК В 60п 1/02
В 61d 33/00
Комитет оо делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 629.113,042.2:625..282 (088.8) Авторы изобретения
С. А. Жданов, Н. Г. Муфтахова, A. Г. Могилевская, 3. П. Стрельцова, Г. Г. Скрипников, В. М. Скляров и H. E. Шепелев
Заявитель
ПОДЪЕМНО-ПОВОРОТНОЕ СИДЕНЬЕ
ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Изобретение относится к сиденьям для транспортных средств, регулируемым по высоте и углу поворота и не воспринимающим колебания остова транспортного средства при движении по неровной дороге, предназначенным для установки, например, на локомотивах.
Известны подъемно-.поворотные сиденья для транспортных средств, состоящие из телескопического корпуса, включающего в себя внутреннюю и наружную обоймы,,подвижно установленного внутри корпуса полого стакана с коаксиально закрепленной на нем пружиной, размещенного внутри стакана штока, снабженного фланцем, на котором закреплен каркас сиденья, несущий подушку и спинку, стопора для фиксации сиденья по высоте и от поворота, управляемого рукояткой, и основания, жестко связанного с наружной обоймой кор,пуса.
Однако в конструкции таких сидений недостаточно надежна фиксация штока,и не предусмотрены регулировка жесткости пружины в зависимости от нагрузки и гашение колебаний, передающихся на сиденье от остова транспортного средства при езде по неровной дороге.
Предлагаемое подъемно-поворотное сиденье отличается от известных тем, что шток выполнен с кольцевыми проточками, взаимодействующими с кулачками, которые установлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения в пазах фланца и управляются поводками, размещенными в прорезях диска.
Диск жестко связан с рукояткой стопора и подвижно у.становлен относительно фланца штока.
Такое выполнение сиденья позволяет, позысить надежность фиксации штока и одновременно обеспечивает возможность установки рукояткой стопора пружины в положение, соответствующее ее наименьшей жесткости.
Для возможности регулирования жесткости пружины сиденья в зависимости от нагрузки на диаметрально противоположных сторонах внутренней обоймы корпуса выполнены ступенчатые прорези, взаимодействующие с роликами, жестко закрепленными на наружной обойме корпуса.
Кроме того, с .целью гашения колебаний, основание сиденья связано с остовом транспортного средства через упругие опоры.
На фиг. 1,изображено предложенное сиденье; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг, 1; .на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1.
Телескопически раздвижной корпус подъемУо-поворотного сиденья состоит из наружной
1 и внутренней 2 обойм. В корпусе подвижно установлен полый стакан 8 с коаксиально за30 крепленной на нем пружиной 4. Стакан 3 об303227
15
20 хватывается втулкой 6, закрепленной на днище 6 наружной обоймы корпуса. Для улучшения скольжения стакана предусмотрена направляющая 7, расположенная в верхней части втулки 6. внутри стакана размещен шток
8, жестко связанный с фланцем 9, который крепится к каркасу 10 сиденья, несущего подушку и спинку, выполненные,из упругог0 м атер иал а.
Шток 8 выполнен с кольцевыми проточками а, взаимодейству ющими с кулачками 11, которые установлены с возможностью возвратно-поступательного, перемещения в пазах о фланца 12, жестко связанного со стаканоч 8, снаожснным втулкой 18, закрепленной Hpil помощи стопорного кольца 14. Для выведения ку la«KOII 11 из зацепления с кольцевыми проточками штока 8 предназначены поводки 16, размещенные в прорезях в диска 16. J,Hгск подвижно прикреплен винтами 17 к фланцу
1, жестко связан с рукояткой 18 и находится фиксированiioill llo 70H 112 д»амсlр2льнО,HpoTHBQIIQJloiкных стОрОнах в i) греппей обоймы 2 корпуса выполнены две cтi пснчать;е прорези г, в которых установлены стопорные винты 20. На концах этих вин i Ов, He»oдвижно закрепленных на н2ружнои ооойз1е 1, ) 01 2HQBJleHbi Вту лки качения 21, 20 ооразу ют ролики. Наружная обойма l корпуса сиденья закреплена а Oc:ioB2HHH 22, опирающемся на остов транспортного средства через упруп е ol10pы 28. Цл11 Ооле! 1ения скОльгкени» Вну 1 реннсй оооимьг 2 относительно наружной обойчы 1 предусмотрена втулка 24. Чтобы поднять сиденье, необходимо,приподнять каркас 10, при этом шток 8 скользит в стакане 8 и сьоими кольцевыми, выступами а разводит кулачки 11, которые движутся в пазах б фланца 12, в то время как,поводки 16 перемещаются в пазах в диска 16, который поворачивается, преодолевая действие пр ужины 19. В этом, случае движению сиденья вниз препятствуют кулачки 11, входящие в кольцевыс проточки штока 8. Последний может вращаться, обеспечивая тем самым вращение сиденья. HpH опускании сиденья нужно поверну гь рукоятку 18 против часовой стрелки, пр,и этом поводки 16, скользя в пазах диска 16, выводят кулачки 11 из зацепления со штоком 8, и он свободно опускается. Под действием на сиденье нагрузки пружина 4, предварительно натянутая, перемещаясь вместе с внутренней обоймой 2, сжимается на некоторую величину. Ступенчатые прорези г внутри обоймы 2 свободно перемещаются относительно втулок 21 стопорных,ви IT02 20. 11ри снятии нагрузки пружина 4 стремитс» распрямиться и толкает внутреннюю обойму 2 вверх, а стопорные винты 0 в зависимости от сжатия пружины фиксируют эту обойму в одном,из трех положений ступенчатой прорези г. Таким образом, достигается автомати <еская регулировка высоты сиденья, котора» позволяет устранить ход сиденья вверх на большую величину. Для установки пружины 4 в положение, соответствующее ее наименьшей жесткости, необходимо повернуть внутреннюю обойму корпуса с помощью рукоятки 18 iio часовой стре.7ке. Вращение передается через диск 16 на винты 17 и фланец 12, при этом прорези г,внутренней обоймы 2 перехгещаются относительно втулок 21 стопорных винтов 20, и пружина 4 принимает по 7ожение, соответс1вующее ее на.именьшей жесткости. 11р едм ет изобретения 1. Подьечно-поворотное сиденье для транспортных средств, состоящее из телескопи ieского «upHica, включающего в себя внутреннюю и наружн ю обоймы, подвижно установле Нного внутри корпуса полого стакана с коаксиально закрепленной на нем пружиной, размещенного внутри стакана штока, снаб ке »olo фланцсм, на котором закреплен каркас сиденья, несущий подушку и спинку, с10li0p2 для фиксации сиденья lio высоте ii от .поворота, управляемого рукояткой, и осНОВ2пи», riiec fKo св»занног0 с H2p) JKHQH оооймoii. корпуса, отличающееся теч, что, с целью повышения надежности фиксации штока и обеспечени» возможности установки рукояткой топора пружины в положение, соответствующее ее наименьшей жесткости, шток выполiieH с кольцевыми проточками, Взаимодействугощими с кулачками, установленными с возможностью возьратно-поступательного .перемещения в пазах фланца и управляемыми поводками, размещенными в прорезях диска, жестко связанного с рукояткой стопора и подвижно установленного относительно фланца штока. 2. Сиденье по п. 1, от.гичающееся тем, что, с целью регулирования жесткости пружины сиденья в зависимости от нагрузки, на диаметрально противоположных сторонах внутренней обоймы корпуса выполнены ступенчатые прорези, взаимодействующие с роликами, жестко закрепленными на наружной обойче корпуса. 3. Сиденье по и. 1, от,гичающееся тем, что, с целью гашения колебаний, основание сиденья связано с остовом транспортного средства через упрутие опоры. 303227 гэ Фиг. 1 Составитель Г. С. Петрова Редактор В. П. Борисова Техред А. А. Камышиикова Корректор 3. И. Тарасова Заказ 1738/15 Изд. № 703 Тираж 473 Подписное ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Типография, пр. Сапунова, 2